Группа «Zarraza» — один из немногих успешных представителей отечественной death metal сцены. Вернувшись после громоподобного европейского турне, группа решила принять участие в отборе на фестиваль для того, чтобы устроить настоящее металлическое безумие с классиками немецкой сцены — «Rage»! В ожидании этого значительного события я взял интервью у фронтмена Николая Халабузаря — читайте ниже…
Аслан: Ваша группа существует много лет. В чём секрет вашего успеха и живучести?
Николай: Секрет — это, наверное, упорство и желание. «Много лет» — звучит сложно … Вообще команда прошла несколько фаз развития, были разные составы. Средний цикл жизни группы в Алма-Ате, да и в андеграунде в целом, — это 2-3 года. Люди собираются, делают кавера, совместные вещи… У нас этот цикл «2-3 года» повторялся несколько раз. Люди приходят, уходят, состав чуть-чуть обновляется. Потом ещё чуть-чуть, и ещё чуть-чуть, и в итоге из тех, кто был самом первом в составе, — я один.
Аслан: Расскажи о вашем названии. Ведь слово «зараза» в бытовой форме вызывает не самые лучшие эмоции.
Николай: Да отличное название! Мне хотелось избежать каких-то клише. Типа «супер-мега-страшные убийцы» и прочего такого. Хотелось чего-то с долей иронии. Слово «зараза» подходит идеально. Потом уже позже я узнал, что в истории рок-музыки групп с названием «Зараза» было штук шесть. В России, в Советском Союзе, кто-то в Канаде… Мы уже шестая «зараза» на этой планете. С другой стороны, когда я увидел список самых часто употребляемых названий для метал-групп, и там 50 групп «Легион» по всей планете, то понял, что у нас не самый плохой вариант.
Аслан: По поводу вашей недавно закончившейся европейской части тура — как вас вообще приняла европейская публика, чего стоила организация такой поездки?
Николай: Публика целом приняла очень позитивно. В Баку был, наверное, самый горячий концерт, но это не Европа… Там под 200 человек примерно было. По билетам где-то 150, плюс гости и прочее. И это был настоящий андеграунд — в очень тесном полуподвальном каком-то помещении. В общем, там творился «ад и сатана» — есть видео оттуда, мы его опубликуем чуть попозже. Первый концерт в Румынии, в Тимишоаре удивил тем, что подходили люди и спрашивали: «А вы будете играть песни «Zombie Kids» и «Хаос?».
Аслан: Были в шоке?
Николай: Это мягко говоря. Очень приятно, когда люди знают твои песни. Ну, понятное дело, что мы делали рассылку, звали другие команды, приглашали людей… По подписчикам в Spotify я вижу, что у нас там выросло количество прослушиваний. Самый сложный концерт был в Бухаресте, потому что это был фестиваль, где выступали уже совсем большие группы, а мы были первой открывающей командой. И публика там была… Ну, это Бухарест, столица, все избалованные — в хорошем смысле. Эти люди регулярно ходят на топовые команды, их видят их, и с такой вот публикой наладить диалог со сценой было сложно. Но мы сделали это, люди хлопали, поддерживали нас, было классно.
Аслан: А чего стоила организация такой поездки? Просто от себя скажу, я с этой кухней не знаком, к сожалению. Читал, что многие команды локального уровня, которые едут на какой-то фестиваль, должны сами изначально вложиться. Есть градация: группы, которые возят за деньги, группы, которые едут за свои деньги и группы, которые платят, чтобы там выступить…
Николай: Всё правильно, такие схемы есть, они самые разные существуют. У нас было приглашение от фестиваля. оно было у нас еще 2020 году, но пришел карантин и всё поломал. У нас было приглашение от этого фестиваля, были коммерческие договорённости с клубами. То есть мы приезжали и зарабатывали с проданных билетов. Там стало понятно, что вот у нас в Казахстане есть профессия «музыкант кавер-группы», «музыкант классического оркестра», а там мы увидели, что есть профессия «музыкант метал-группы». Метал-группы, которые ездят по Румынии, по Балканам, вообще по Европе, зарабатывают таким образом деньги. Мы тоже получили свои гонорары. На первый гонорар в Тимишоаре мы себе маек накупили, пропили-проели, но главное — мы просто увидели, как это работает в реальной жизни там. Ну и стало немного грустно, что у нас не так, но с другой стороны… Это круто – есть профессия «метал–музыкант». Реально – профессия!
Аслан: Нынешний концерт он посвящён отбору для выступления с немецкой группой “Rage” и в связи с этим у меня несколько вопросов. Первый – это как ты относишься к творчеству Пиви и вообще к тевтонской сцене в целом, что можешь сказать по поводу легендарного гитариста из этой группы Виктора Смольского (Николай: «он же там не играет уже»), ну любом случае он с Rage ассоциируется.
Николай: У меня Rage со Смольским не ассоциируется, потому что группу я начал слушать в 90-х. У этой команды много разных фаз развития, группа с длинной историей, большой дискографией, с огромным количеством разнопланового материала. Что-то симфоническое из их репертуара мне не близко, скажем так, не очень люблю такие эксперименты. Когда они находились в фазе Thrash Speed Metal — для меня это было интересно! 1995-й год, альбом “Black In Mind”, песни вроде «Spider’s web» — классно! Для меня самый-самый у них. В целом RAGE — это просто классика, культ, эталон. И сам Пиви — он музыкант от Бога, человек с блестящим голосом, харизмой. Он знает, умеет, практикует, просто профессионал высокого качества, высокого уровня. Человек с большим музыкальным даром. Поэтому группа и прошла так много фаз в развитии.
Аслан: И может быть, мы услышим кавер в вашем фирменном стиле? Николай: Не услышим. Дело в том, что они всё-таки группа с корнями в таком классическом Speed Power Metal с большим количеством гармоний. И вокал там вписан тоже в гармонический ряд. Наша музыка более ориентирована на брутальный thrash metal, в плане аранжировки у нас вокал выполняет не гармоническую функцию, скримовая техника, ну в ключе Sepultura.
Аслан: Есть ли у тебя, у вас вообще у всех в целом какие-либо планы по записи следующей вашей пластинки?
Николай: Пять песен записано, ещё две надо доделать. И собственно, мы доделываем, и Даниил вот меня ругает, мол, надо быстрее.
Аслан: Ругай почаще — люди ждут.
Николай: На самом деле будет скоро.
Аслан: Следующий вопрос скорее уже относится к твоему музыкальному опыту. Какие бы советы ты дал молодым рок-группам?
Николай: Первое. Мне лично не очень нравится, когда люди ударяются в кавер-группы. Надо чётко понимать, что если ты ставишь амбициозные задачи перед собой как творческий человек, то наверное, лучше в кавер-группе не заниматься, не уделять этому времени. Потому что нормально, качественно, снять чужой кавер один-два можно, а вот если речь о полноценной программе, то тебе нужно потратить энное количество времени, чтобы это звучало адекватно, близко к оригиналу. На это нужно потратить время и энергию. Ты можешь вместо этого потратить время и энергию на собственный материал. Если ты будешь в кавер-группе, никто, никогда не позовёт тебя в другую страну точно. Максимум соседний город, и то это под большим вопросом. Если же писать свои песни, то есть шанс, что рано или поздно ты поедешь и в другой город, и в другую страну. И больше того, есть шанс, пусть один из тысячи, но все-таки, что однажды к кавер-группам подойдут с запросом: «а сыграйте кавер вот на этого парня и его команду». Второе. Я бы советовал в продвижении своей группы ориентироваться не на местные коллективы, а на (Аслан: «западных братьев») …даже не обязательно западных, восточных, японских… Надо впитывать формулу музыкального продвижения из-за границы, с тех рынков, где это уже существует и работает. В той же Румынии мы увидели, что не обязательно быть группой с контрактом, чтобы приехать в клуб, собрать народ и заработать деньги своей музыкой. Это там делают огромное количество коллективов. Мы там пробовали и учились, а вокруг были люди, у которых всё поставлено на поток. Это — профессия. Вот учиться маркетингу, музыкальному мышлению, сотрудничеству и прочим вещам надо у них. Потому что там это работает.
Аслан: Следующий вопрос у нас такой. Какие достижения ты видишь для себя в ближайшие 5-10 лет. Для себя лично как музыканта и для коллектива в целом, потому что 5-10 лет — это большой срок.
Николай: Мои цели и цели группы неразделимы, потому что ни в каких кавер-проектах не участвую, никаких сторонних вещей не делаю, все, что делается – все связано с Zarraza, потому что сама группа много времени требует. А его у меня итак не хватает. Поэтому, то, что происходит с группой — происходит со мной. Ну а планы…. Вот сделать еще раз то, что мы сделали в Румынии. Ещё 50 раз это повторить, и не только в Румынии.
Аслан: Что такого в музыке, что вызывает у тебя страсть и желание хвататься за свою Jackson и делать то, что ты делаешь? Что тебя толкает на это?
Николай: Ну… музыка, откровенно говоря, это просто звуковой секс.
Аслан: Вот, это отличный термин, запоминайте, ребят! И последний вопрос на сегодня. Опиши свою любимую и наименее любимую часть работы музыкантом. То есть две такие крайности.
Николай: Любимая — когда ты стоишь на сцене. На чеке, или уже на самом концерте. И у меня ощущение, что время жизни в этот момент замирает. Всё, ничего не движется, никуда не идёт, Вселенная остановилась, и ты стоишь на своём месте… А нелюбимая — это сматывать провода поле концерта, когда он только закончился. Все в зале знакомятся, пиво разбирают на баре. Мы возвращаемся в гримёрку, а там оказывается, что наше пиво уже выпили. Пока ты сматываешь шнуры, жизнь ускоряется и уходит мимо.
Аслан: В общем я очень рад, что вы нашли время поговорить. Я надеюсь. это интервью найдёт своих читателей, слушателей и успехов вам на сегодняшнем выступлении!
Николай: Спасибо!
Аслан ИСМАИЛОВ
Об авторе
Алматинский музыкант, в «теме» уже 13 лет. Является основателем грув-метал группы «Control Tech», с которой был записан EP «No War» и лайв-бутлег в арт-убежище «BUNKER». Бывшие музыканты «Control Tech» Данил Козлов и Валентин Азряков после «Control Tech» влились/основали успешные проекты — «Zarraza» и «Валентин Прекрасный» соответственно. После «Control Tech» последовал менее удачный проект «Dissonant Flow» — серия концертов в «Леноре», «Моторе», на байкерских мероприятиях. Также известен участием в уникальном индастриал проекте «Voodoo Inc» в качестве басиста (EP «Танцующий страх»). Помимо метал-проектов играл в кавер-бенде «Adrenalize» (2021-2022 год). Последней группой Аслана была «Матриада» (бывший «Хирург»). На данный момент является гитарным преподавателем и администратором вебзина «Almaty Classic Rock Community» ВКонтакте, где освещает современную локальную сцену тяжёлых жанров Алматы. С июня 2024 года возродил проект «Control Tech» и выпустил сингл «Matrix» в новом составе в качестве басиста
Добавить комментарий