Его книги читаемы и почитаемы. Они переведены на десятки языков народов мира. Они талантливы, они побуждают мысль к работе. Им присущ редкий парадокс. Речь в них чаще всего идёт о реалиях Востока многовековой давности, а мы воспринимаем их как разговор, если не о дне сегодняшнем, то о событиях буквально вчерашнего дня. Душа обретает неведомую доселе ей зоркость, она взыскует новых истин. Рукой невольно тянешься к книжной полке, чтобы погрузиться в чтение очередного фолианта этого писателя.
Морис Симашко, народный писатель Казахстана, лауреат Госпремии, номинант на премию Нобелевскую, член Президентского Совета. Одна из библиотек Алматы носит его имя. В этом году мы отметили его столетие. Он ушёл из жизни почти четверть века назад, но остался с нами. Мы как бы воочию ощущаем его живое дыхание, пульс его беспокойной мысли. Он остаётся нашим современником. Вот уже четвёртый год подряд Институт литературы и искусства Академии наук, Ассамблея народов Казахстана, Евро-Азиатский еврейский конгресс и Ассоциация «Мицва» проводят Международные литературные чтения, посвящённые Морису Симашко. Участники чтений — известные филологи, историки, писатели. Подобное событие — истинное пиршество мысли для интеллектуалов.
В нынешнем году устроители Симашкинских чтений пошли на любопытный эксперимент. Попросили группу старшеклассников 95 школы Алматы прочитать повесть Мориса Симашко «Емшан» и высказать о ней своё мнение. Уму, едва достигшему восковой спелости, предстояло выйти на помост тяжеловесов и взять неподъёмный интеллектуальный вес. При этом, не надрываясь, просто испытать пределы своих мыслительных способностей, попробовать приноровиться к сложному процессу аналитической работы души и разума.
Уже само слово «емшан», вынесенное в название повести, несёт в себе потаённую горечь, в нём отзвук печали, негромкой, но властной. В слове том и раздольная степь, и пронзительно синее небо. И там не просто Солнце, там Тенгри простёр свои крылья и уносит нас вглубь времён, и будит в нас, быть может, полузабытый голос матери, и солоноватый из далёкого детства привкус курта, прикосновение отцовской ладони и пьянящую терпкую свежесть кумыса. И всё это в глубинах души Бейбарса, порой на уровне предчувствий. И всё это в дыхании текста повести, всё это, вникая в текст, ты невольно услышишь, почувствуешь и проживёшь. И если это произошло, твоя жизнь станет осмысленнее, многозвучнее, богаче. И не только глаза твои обретут новую зоркость, но ты обретёшь зоркость сердца, обретёшь то, что называется окрылённость души.
Сверхзадача чтений
Вы поняли, какую задачу (и даже сверхзадачу) ставили перед собой устроители симашкинских чтений, вовлекая школьников и, разумеется, учителей в этот непростой и даже рискованный эксперимент? Вникать в его результаты было поручено мне. Я не без опасения смотрел на мощный блок документов, прибывших на мою электронку. Сочинения школьников на заданную нами тему. Их предстояло внимательно прочитать, пропустить через свою органолептику, оценить. Смогу ли осилить? Но надо, надо. Даже через не могу…
Я читал и вчитывался в эти первозданные тексты. Порой казалось, что написаны они людьми из страны непуганых птиц. Но я-то знал, что это далеко не так. Всё же к девятому классу (я уж не говорю о десятом, одиннадцатом) человек не понаслышке соприкасался с текстами Толстого и Достоевского, а значит, понимает, что даже глухонемой Герасим из «Му-му» Тургенева несёт в своей душе ад кромешный, а это роднит его с Родионом Раскольниковым, по крайней мере. И простая ученическая линейка едва ли годится для определения шкалы ценностей в характере Бейбарса, здесь нужна линейка, по крайней мере, логарифмическая. И кое-кто неумело и робко пытался её применить.
Но здесь наших отроков и отроковиц подстерегала другая крайность. Герой «Емшана» Бейбарс — кипчак из рода Берш, «четвёртый бахристский султан, по прозвищу Абул-Футух, победитель монголов и крестоносцев. С 1260 по 1277 годы от р. Хр. правил он страной Миср» (т.е. Египтом). Конечно, это славный пращур наших соотечественников, строящих сегодня новый Казахстан. Нет, но тут есть чем гордиться. Ещё бы! Кипчак в незапамятные и достославные времена был властелином Египта. И тут мы невольно ступаем на почву патриотизма. Юная душа, не в силах одолеть восторга, готова взять Бейбарса как некий эталон, пример для подражания. И это красной нитью проходит почти во всех отзывах школьников о «Емшане». Душа жаждет великих примеров. Как там у Маяковского? «Юноше, обдумывающему житьё, решающему, делать жизнь с кого, скажу не задумываясь — делай её с товарища Дзержинского». То есть Бейбарс невольно нежданно-негаданно уподобляется Дзержинскому, «и комиссары в пыльных шлемах склонились молча надо мной». Но это, согласитесь, несколько далековато от страны Миср и Бейбарса как такового.
Уроки классики
Если уж говорить о драматичных и даже кровавых коллизиях в судьбе Бейбарса, о том, что он в силу обстоятельств постоянно находится «у бездны мрачной на краю», то здесь на память приходит другая хрестоматийная аналогия, тоже с правителем державы, и тоже «мальчики кровавые в глазах». «Борис Годунов», до боли знакомый из школьной программы. Но едва ли кому из юношей, обдумывающих житьё, придёт на ум взять Годунова за образец для подражания. Оба они, и Бейбарс, и Годунов, живут, что говорится, на разрыв аорты, и оба гибнут, в сущности, потерпев полный крах. Но главное то, что пока ещё дремлющая интуиция подсказывает школьникам всю мучительную двойственность существования Бейбарса. И это читается — не может не читаться! — между строк их, быть может, первых в жизни уже не просто школьных сочинений, а литературоведческих штудий.
— Да, эксперимент был непрост, — говорит председатель Совета Ассоциации «Мицва» Александр Барон. — Хотя перед нами стояла, я думаю, скромная цель: пробудить в школьниках не только интерес к чтению, но и к самостоятельному, без понукания учителей, осмыслению прочитанного. Без натаскивания и без подсказок. Кажется, нам это удалось.
Так чему же нас учит повесть Мориса Симашко «Емшан», этот небольшой ёмкий текст, он «томов премногих тяжелей»? Чему нас учит жизнеописание нашего славного пращура Бейбарса? Ответ прост, но ценно то, что он явился результатом коллективного мозгового штурма учеников 95-й школы южной столицы. Человек неотъемлемая частица великого целого, что носит название «Отечество». В нём, в человеке, кровная связь с землёй, его породившей. С народом, менталитет которого пульсирует в душе каждого из нас. Без них жизнь человеческая обесценивается, теряя свой высокий, сокровенный смысл.
Бейбарс, «Емшан», Морис Симашко. Столетний юбилей. Набирающая зрелость мысль. Уроки классики. Всё так чудесно совпадало!
Адольф АРЦИШЕВСКИЙ
Комсомольская правда Казахстан
7.06.24
Добавить комментарий