Домашний симфонический оркестр

В Казахстане создана уникальная возможность для продвижения классики. В ее основе технология виртуальной реальности — VR.

Фото из архива Таира Каримова

Многие молодые люди увлекаются технологиями, а вот классическое искусство среди них не так популярно. Однако проект «VR Generation» соединяет и то, и другое и напоминает, что кроме виртуальной зависимости существует и виртуальное развитие.

Проект «VR Generation» будет представлен в Санкт-Петербурге, где с 12 по 14 сентября пройдет одно из самых ожидаемых событий этой осени — X Международный культурный форум. Его тема — «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?». Участие казахстанцев стало результатом творческого сотрудничества с Русским домом в Астане и другими российскими партнерами.

Таир Каримов/Фото из архива Таира Каримова

Накануне нам удалось пообщаться с руководителем проекта «VR Generation» («VR Оркестр» и «VR Опера и балет», алматинским популяризатором искусства и меценатом Таиром Каримовым (на фото).

  • Таир, с какого времени вы реализуете этот проект?
  • Мы начали разработки в конце 2018 года. Но тогда технологии были еще несовершенны. Активно стали работать над проектом с 2020 года. Технологии быстро развиваются. На данный момент мы можем формировать контент в качестве 11К. К слову, самое лучше разрешение сейчас — 8К. Так что у нас есть запас, и мы можем гордиться своим продуктом.
  • Какие задачи вы перед собой ставили?

Главная из них — образовательная. Наша технология позволяет любому музыканту в любое время сыграть с живым оркестром или ансамблем. Для этого достаточно зайти на наш сайт (https://orchestravr.tilda.ws/), выбрать необходимое произведение и надеть VR-гарнитуру. Есть и развлекательная функция. Любители классики могут выбрать любимую оперу или балет и посмотреть его в формате 360 градусов. В настоящее время эти услуги наш сайт предоставляет бесплатно.

  • Какие музыкальные коллективы согласились участвовать в создании видео?
Фото из архива Таира Каримова

— Что касается симфонических произведений и больших концертов, то в качестве оркестра был выбран наш ГАСО (Государственный академический симфонический оркестр). Он уже, кстати, получил статус национального. Это самый именитый коллектив Казахстана. Пожалуй, наиболее сплоченный и сыгранный. Кроме этого, мы привлекли госквартет им. Жубановой и несколько частных коллективов и индивидуальных музыкантов, которые выразили желание поучаствовать в проекте. Мы используем сцены Большого зала Казахской государственной филармонии им. Жамбыла, сцену КазНТОБ им. Абая, а также несколько камерных залов для квартетов и ансамблей.

— Получается, что кроме образовательной функции ваша технология позволяет солисту проводить репетиции без реального оркестра?

— Да, причем он может репетировать в любое удобное для него время. Конечно, VR-гарнитура дает лучший эффект, но при необходимости можно обойтись смартфоном и наушниками.

— Позволяет ли ваша технология видеть зрителей?

— Пока зрителей в нашей виртуальной реальности нет, но мы планируем ввести их на 4-5 ступени развития нашего проекта. Может быть, появится возможность выбирать категорию зрителей и заполнять зал аристократами или обычной публикой.

— В апреле этого года на главной турвыставке страны KITF на стенде Камчатки впервые появились VR-очки, и каждый мог, надев их, «прокатиться» на лыжах с вулкана. Желающих было немало. Насколько велик потенциал VR-технологий?

— Я уверен, что формат 360 VR в ближайшее время очень активно ворвется в нашу жизнь. Изучая и используя этот материал, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что обычный формат фото и видео уже не удовлетворяет все твои потребности. Хочется посмотреть, что же происходит сбоку, сзади, сверху и снизу. Традиционный формат просто не позволяет это сделать. Это касается и обычного телевизора. Когда вы используете формат 360, ощущения становятся более реалистичными, а погружение — более глубоким. Это открывает для вас безграничные возможности.

Фото из архива Таира Каримова

— Однако при формировании этого формата есть и свои сложности.

— Безусловно. Чем большее качество вам нужно, тем мощнее и тяжелее аппаратура. Это не всегда позволяет вам снять нужный кадр с квадрокоптера или в динамике. Потому что в таких сценах сложно использовать дорогую и тяжелую аппаратуру. Одна только камера стоит у нас около 20 тысяч долларов. То есть создание подобного контента — это недешевое удовольствие. Не говоря уже о всех сопутствующих работах, таких как постпродакшн, рендер, калибровка, оцифровка и многое другое.

— Есть ли уже реакции казахстанских музыкантов на ваше изобретение?

— У нас есть множество позитивных откликов от профессиональных музыкантов. Но в целом технология еще мало привычна, и она не настолько глубоко вжилась в наше сознание. Когда после релиза мы предлагали протестировать эту технологию музыкантам, не все сразу понимали все возможности этого продукта. В целом, они говорили, что все здорово. Но когда мы спрашивали, а пробовали ли они посмотреть, что находится сбоку или сзади, они отвечали: «А что, так можно было?». Даже после подробного письма с описанием всех манипуляций и настроек не все люди понимали возможности этого продукта. И только после второго-третьего созвона они начинали вникать в этот проект.

— Ожидаете ли вы появления новых талантов в среде музыкантов в связи с доступностью этой технологии?

— Я думаю, что на это можно рассчитывать. Одно дело, когда те же дети репетируют с малозаинтересованными концертмейстерами, которые целыми днями сидят в классах и имитируют мощь и звучание оркестра. В этом случае невозможно передать всю палитру, всю гармонию произведения. И совсем другое дело, когда ребенок с помощью нашей технологии переносится на большую сцену, где ему аккомпанирует большой симфонический оркестр. Это непередаваемые эмоции. Как бы вы ни хотели, вы не сможете изобразить на рояле литавру, флейту-пикколо, кларнет, контрафагот, тем более, группу струнных инструментов. А это необходимо для правильного восприятия произведения. Наша технология как раз и позволяет все это сделать. Уверен, результат не заставит себя долго ждать.

Справка «КП»

У проекта «VR Generation» уже сформирована довольно обширная база произведений. Это и зарубежная классическая музыка, и советская, и казахстанская. Начиная от Моцарта, Бетховена, Гайдна, Брамса, Чайковского, Рахманинова и заканчивая Газизой Жубановой. Если брать спектакли, то в архиве проекта уже есть балет «Спартак» Хачатуряна, оперы «Кыз Жибек», «Телефон», «Ожидание» и многое другое.

Комсомольская правда Казахстан, 09.09.24 https://www.kp.kz/daily/27631/4982790/

Олег БЕЛОВ

Об авторе

Олег Белов (псевдонимы О’Лео и Отто Вайскопф) – акын, журналист и проходимец по родному краю. Участник групп Akvafon, MiBemol и «Балаклава». Организатор фестивалей «Крылья Алаколя», Barracuda Jam и «Антихэллоуин». Семь его песен вошли в казахстанскую книгу рекордов «КИнЭС».


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *