Он сердце оставил в горах

В этом году Юрию Визбору исполнилось бы 90 лет. К его юбилею приковано особое внимание.

Фото из архива Татьяны ВИЗБОР

И хотя вот уже 40 лет мы живем без него, популярный советский автор-исполнитель как-будто никуда не исчезал. И не только благодаря его песням и киноролям. Голос его дочери Татьяны Визбор звучал в прямом эфире радио «Россия» и радио «Комсомольская правда». А его внуки Варвара и Юра проявили незаурядный музыкальный талант и радуют нас своими оригинальными песнями и клипами.

В этом году композиции легендарного барда звучали во многих городах Казахстана. Ему посвящена специальная программа «Визбориада» на слете «Бардовский спас» на Бухтарме. И всё же главные для казахстанцев концерты в честь юбилея легендарного барда состоятся 24 и 25 сентября. Их организует алма-атинский клуб авторской песни «Тоника» в театре La Boheme. Она поделится воспоминаниями о своих поющих родителях — Юрии Визборе и Аде Якушевой, исполнит их песни. Аккомпанировать ей будет руководитель клуба Леонид Тернов. Планируется, что в концерте также примут участие Леонид Смехов, внук Вениамина Смехова, и участники «Тоники» Ирина Лобода и Николай Глушков.

  • Татьяна, клубу «Тоника», в основании которого принимал участие Юрий Визбор, в этом году исполнилось 45 лет. Ваш отец часто приезжал в Алма-Ату, работал на фестивалях, давал концерты. Каким образом он находил для этого время?
  • Иногда это удавалось совмещать с работой. Например, в начале 80-х Асанали Ашимов снимал фильм «Год дракона» по сценарию Юрия Визбора. Но главная причина в том, что в своей жизни отец выше всего ставил не любовь, а дружбу. И как бы он ни был занят, он всегда находил время для своих друзей. Среди них было и немало алматинцев, в том числе основатель клуба «Тоника» Феликс Портной, режиссер Александр Головинский. Поэтому отец никогда не выпускал ваш город из виду. Я, к сожалению, бываю здесь не так часто. В первый раз я приезжала в 2012 году на 10-летие проекта Веты Ножкиной «Остров песни». В честь этого была большая программа в «Казахконцерте».
Татьяна Визбор/Фото из архива Татьяны ВИЗБОР

Джаз в авторской песне

— У ваших родителей была коллекция босса-новы. И если прислушаться к более поздним песням Визбора, то можно увидеть, как он нередко выходит из традиции так называемых трех аккордов и использует более сложную ритмику и разные тональности в одной песне. Значит ли это, что у него было желание придать авторской песне импульс музыкального развития?

— Это так. Отец прилагал немало сил для развития и популяризации бардовского жанра. Он нередко устраивал концерты, на которых в основном пел песни своих друзей: Городницкого, Кима, Клячкина, Кукина, Полоскина. Конечно, он исполнял и песни Ады Якушевой. Он понимал, что гитара — это основа для музыкального сопровождения барда, но это не единственный вариант. У него была мечта спеть с симфоническим оркестром. И когда ему это удалось, его стали называть нашим Фрэнком Синатрой. Конечно, это относилось не к связям американского певца с криминальным миром, а к его душевным, мелодичным песням в сопровождении оркестра.

Отец интересовался музыкой самых разных жанров. Расширение формата авторской песни заключалось еще и в том, что он начал писал песни и на заимствованную музыку, например, из репертуара английского певца Энгельберта Хампердинка, американского певца Кенни Роджерса. При этом все выглядело очень органично. Немногие после первого прослушивания песни «Юго-Западный Памир» догадывались, что в ее основе музыка знаменитой композиции «Чаттануга Чу-чу» («Поезд на Чаттанугу») из фильма «Серенада Солнечной долины». Эта песня 1941 года на музыку Гарри Уоррена из репертуара американского джаз-оркестра Гленна Миллера была очень популярна в Советском Союзе в послевоенные годы. Благодаря Визбору этот свинг-фокстрот соединился с авторской песней. Отцу очень нравился португальский язык, поэтому босса-нова, и прежде всего песни Антонио Карлоса Жобима, занимали достойное место в его коллекции. Там вообще было много зарубежной музыки, которую он записывал с радиостанций: Стиви Уандер, «Битлз», Элтон Джон, польские группы и так далее.

— Можно ли сказать, что эта необычная для барда коллекция через вас повлияла и на формирование музыкальных вкусов ваших детей — Варвары и Юры?

— Безусловно. Но прежде всего она повлияла на меня. Многие думают, что я слушаю исключительно авторскую песню. На самом деле в нашем доме звучали и продолжают звучать все жанры, которые существуют в мировой музыке: от классики до джаза, от рок-н-ролла до поп-музыки и даже современный кей-поп. Всегда можно найти интересные вещи и в эстраде, в том числе советской, не говоря уже об андеграунде. Отец очень любил оперу Бородина «Князь Игорь». И это тоже передалось мне по наследству. Он был ультрасовременным человеком и никогда не зацикливался на чем-то одном. Все это передалось мне и моим детям. Они могли с удовольствием слушать авторскую песню и очень любимого ими Юлия Кима и в то же время Аль Бано и Рамину Пауэр, группу «Статус Кво», Майкла Джексона и все, чего душа пожелает.

— Не кажется ли вам, что советская эпоха, переломный период в истории которой наступил в 80-е годы, забрала с собой и главных певцов — властителей дум? В 1980-м ушел Высоцкий, в 1984-м — Визбор, а в 1990-м — Цой. Кстати, все трое выступали с концертами и работали над фильмами в Алма-Ате. В итоге в 90-х годах в музыкальной сфере стал доминировать «Ласковый май» и незатейливые песни вроде «Два кусочека колбаски».

Юра Визбор на пике Чимбулачка/©Олег Белов

— В последнее время я стала толерантной. Конечно, я не поклонница подобной музыки, но, если она была популярной, значит, она согревала людей, помогала им пережить лихие 90-е годы, когда не у всех был и один «кусочек колбаски».

Что касается ухода этих певцов, я крестилась уже взрослой, после смерти отца, когда сильно страдала в связи с его уходом. Позже мне стало как-то легче это воспринимать. Значит, в каком-то другом мире понадобились эти сильные люди. Но на этом ничего не закончилось.

Жизнь скучна без риска

— Юрий Визбор был одним из самых рисковых бардов. Он уезжал в дальние экспедиции, в его графике были сложнейшие альпинистские маршруты по Кавказу, Тянь-Шаню, Памиру. Он катался на горных лыжах, хотя это самый травмоопасный вид спорта. Откуда такая тяга к риску и что это давало ему?

—Документалист Самарий Маркович Зеликин, который работал вместе с отцом в творческом объединении «Экран», как-то сказал мне, что есть люди, которых искренне интересует борьба человека с человеком — они описывают различные социальные, политические аспекты. И есть люди, которых искренне интересует борьба человека со стихией. Именно к таким людям относился мой отец. Его притягивал не столько риск, как мне кажется, сколько сама стихия — горы, моря, Крайний Север, а также люди, которые там живут и работают. Поэтому среди героев его песен так много людей из этих сфер — от полярников, моряков, нефтяников до космонавтов и альпинистов. И многие из них составляли круг его друзей. Он даже писал в дневнике, что год, проведенный без гор, он считает потерянным. Даже на закате жизни, в 1984 году, он поехал с друзьями Аркадием Мартыновским и Валерием Рюминым в Цейское ущелье на Кавказе.

Именно там он написал свою последнюю песню «Цейский вальс»:

Вот и опять между

сосен открылась картина.

Путь к небесам, что

стеною из камня зажат.

Здесь на рассвет золотые взирают вершины,

И ледники, как замерзшее небо, лежат.

Справка «КП»

Визборовская история Алма-Аты продолжается не только благодаря песням легендарного барда, концертам его дочери Татьяны Визбор, но и благодаря внуку — Юре Визбору. Сейчас он задействован в спектаклях театра «ARTиШОК» как актер и музыкант. В этом году он презентовал алматинцам свой сольный альбом «МУЗВАНЛАВ» и снятый им клип «Нағыз Махаббат», где он впервые спел на казахском языке.

Комсомольская правда Казахстан, 20.09.24 https://www.kp.kz/daily/27636/4987240/

Алихан БАТАЛОВ


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *