Арт- и прогрессив- рок в Алматы

Алма-Ата — прогрессив- роковая? А почему бы и нет!

…Много уже было написано слов моими уважаемыми земляками о «пацанской» Алма-Ате (название города тут я буду писать так, как он назывался в то время, в которое происходили описываемые события), о всех этих «районах», пивнушках, о Викторе Цое, который для кого-то был как «луч света в темном царстве», об «центровских» и «цековских», о большом блате — и малом везении, о шальных деньгах в 90е и личном успехе. Читая эти заметки, о нашем городе может сложиться неверное впечатление — вот битвы «район на район» под кличем «а ты за Битлов или Роллингов» в 60е-70е, вот беспощадные рамсы под флагами «Крепостей» и «Дерибасов» начала и середины 80х, вот «всеобщее благоговение» от харизмы Виктора Цоя в конце 80х, вот «Плохой Баспагер со злыми и дикими волосатыми металистами», а вот наоборот — клуб «Жан и Его Друзья» — со стриженными ребятами-мажорами с полу- акустическими «Орфеями» и «Рубинами», в котором негласно было (не знаю правда это или нет, но мне сказали когда-то именно так) — «запрещено играть с перегрузом». Хорошие мальчики не играют с «перегрузом», верно?

Если кто не в курсе, в нашем городе было целых два рок-клуба, с 1990-го примерно по (максимум) конец 1994-го года! Целых два! И там была абсолютно противоположная атмосфера, совсем разный подход. Я бы не сказал, что они враждовали, нет, но представители одного смотрели на представителе другого мягко говоря.. Несколько высокомерно, а ребят которые были «и там и там» в принципе мало кто любил на самом деле. Хотя разное бывало. И для каждого свой клуб был «родным и хорошим». Но это тема будущих разговоров, не станем отвлекаться.

Повальное обожествление «веществ» в 90х (по принципу — «чем приличней и успешней твои родители, тем больше шансов на то, что ты окажешься в зависимости»), «ментовские» облавы на «волосатых» 1992-1993 года, «Лето Любви» 1994 года, «вылазки по покорению Запада», в которые ездили все, кто мог себе это позволить с финансовой точки зрения, а так же все эти злачные места разлива «Кафе Спорт», «ДК Строитель», выпуск сборника «Underground KZ», ставшего для многих негласным водоразделом времени на «до и после», а так же последовавшие позже годы упадка локальной сцены, снобизма и высокомерия по отношению друг к другу, модной электронщины и «паркового» гитаризма — так же пока тоже оставим за кадром.

И я не буду слишком навязчиво писать про любимый мною Heavy Metal в этой статье. Так, понемногу.

Не буду писать о личных достижениях (и «достижениях»), об знакомствах, с кем общался и в каких кругах вращался.

О покоренных городах — и так и непокорившихся.

Я буду писать о Музыке.

Именно так. С большой буквы.

И я напишу о том, что мы скорее всего безвозвратно утратили.

Прогрессив и арт- рок сцену. «Звучание» нашего города. О котором почти не знают за его пределами…

И хорошо, если я ошибаюсь, и кто-то поднимет с земли пожалуй никому не нужный сейчас флаг «умного» рока.

Совсем обойтись без описания моих приключений (и злоключений) скорее всего не получится. Ну что же, надеюсь читатель простит меня за возможно несколько субъективный взгляд на вещи и привязку к событиям из именно моей жизни. Поехали!

«Три головки, сквозной тракт, девятнадцатая скорость»

(Примечание. Считалась, что более-менее качественный магнитофон должен иметь «сквозной тракт» с раздельными головками и усилителями, отвечающими за запись и воспроизведения, а «девятнадцатая скорость» при записи на катушку была в те годы стандартом наиболее качественной записи, доступным простому смертному).

Все таки, без экскурса в мое подростковое время обойтись не получится.

Ощущение времени касательно музыкальной сцены тогда было очень ярким и удивительно точным. Сейчас я не различу по звучанию альбом исполнителя допустим 2024 и 2004го года. Звук перестал явно эволюционировать. Тогда же разница в 2-3 года — давала совершенно разную эстетику, совсем другой музыкальный «язык».

И арт- рок уже тогда был СТАРЫМ.

Это была музыка для так называемых»взрослых». Таких как «консерваторский» Евгений Бычков (примечание — известный алматинский радиоведущий с консерваторским образованием), который вел очень хорошую передачу про блюз и прогрессив- рок на алматинском радио. Том радио, что было тогда на проводной сети, первая, «дефолтная» программа. Музыка таких, как «дядьки» начала 60х годов рождения, продававшие пластинки «на Тополях» — импровизированной пластиночной толкучки на Саина. Владельцы крутой блочной аппаратуры — как я им тогда завидовал! Не особо завидовал владельцам двухкассетных носимых «Шарпов» — на тот момент серьезно увлекаясь радиотехникой и волею судьбы имея доступ к ксерокопиям схем разных аппаратов, в том числе зарубежных (так получилось) — понимал, что это «балалайки» на уровне нашей второй- третьей категории сложности аппаратуры, да и видел их в разобранном состоянии, механика — «одноразовый» ABC- пластик. А вот «блочка» завораживала. Хоть японская, хоть советская. И владельцы стереосистем стоимостью в «Жигули» — не будут они на них слушать ни «одесситов», ни подвальный «русскорок», записанный «на коленке», пусть даже и гениальной коленке Андрея Тропилло. В этом есть доля снобизма, но к меломании я пришел через аудиофилию того времени.

Прогресс шел очень быстро. Я не буду брать в расчет детские годы, проведенные под ламповый магнитофон «Днепр-11» с записями «Смоуков«, «Свит«, «Слейд«, Пола Маккартни, Джо Дассена, Дениса Руссоса и оркестра Поля Мориа. Сам сознательно рок- музыку я начинал слушать с «Машины Времени» и «Аквариума» в 1986 году. Тогда же кстати, и взялся за гитару. Потом все понеслось стремительно — Эрик Клэптон, Роллинг Стоунз, Лед Зеппелин. «Цеппелины» были моей первой большой музыкальной любовью. И когда мой одноклассник с «позывным» Кактус (названный так за характерную прическу — да, он хотел быть панком, но ирокез в советской школе представить себе невозможно, поэтому на голове красовалось подобие оного!) — сказал что есть группа «лучше и ты забудешь своих Цепов» — я был готов набить ему морду. Но кассету, которую он мне очень хотел дать послушать, все таки взял.

На тот момент у меня была уже некая сборная стереосистема, по тем временам не совсем позорная. Так вот, на кассете были Deep Purple в виде какого-то самодельного сборника.

Все. Ящик пандоры оказался открыт.

Если быть честным с собой и читателем, то уже тогда классика «DP» звучала архаично, но кассета была затерта буквально до дыр (отдал я ему новую такую же, но уже с записями Accept). Новые и новые имена, что то переписывал у друзей со двора «Ак-Бидай» (розовый дом, занимающий целый квартал между Парком Горького и Зеленым Базаром), там кстати часто встречал Руслана и Нурлика, позже игравших в группе «Yркер«. Рус и сейчас там играет. Что-то переписывал у взрослых «дядек»-«радиотехников», записи плохого качества и сомнительного музыкального свойства они у себя не держали, что то — банально заказывал в звукозаписи. Либо возле магазина «Мелодия», либо на «Тещином Языке» либо в доме, где располагался магазин «Пионер». Со стороны Фурманова там была звукозапись, и там писали с катушечников, у них были такие аппараты как Akai, и советский высший класс, и звук этой студии мне нравился больше всего.

После того, как я получил доступ к относительно большой (по меркам того времени) музыкальной базе, а так же нашел источник дешевой ленты (на катушку было писать сильно_выгодней, да и качественней оно звучало, даже на моем тогдашнем скромном»второкласснике» «Снежеть 204»), мои музыкальные интересы стали развиваться сразу в двух направлениях.

Первым было то, что было в данный момент (а это была вторая половина 80х) «на острие прогресса» — новый звук, максимально возможная техничность, скажем так — «больше нот», буквально на грани человеческих возможностей, если все предельно упростить. А обучение в ДМШ пусть и по классу фортепьяно способствовало пониманию «навороченной» музыки и самоценности уровня владения инструментом. Там же была и максимальная экзальтация — как в эмоциональном плане, так и в плане скорости и субъективной «тяжести» — что для подростка логично и объяснимо. И это был Heavy, «ураганный Хард Рок», «Вагнеровский Метал» или «Sword and Magic» (как тогда называли то, на что в самом конце 90х прилепили бесстыдную этикетку «Power Metal», смешав с сопливой киндергарденовской синтезаторной нудятиной), Speed и Thrash Metal и зарождающиеся «экстремальные» жанры.

Вторым увлечением стала старая (для моих ровесников) музыка. Архаичная, выходящая за рамки приличия по размеру композиций, пославшая поп- песенную форму нафиг далеко и надолго, ориентированная на вдумчивое прослушивание на хорошем стерео. Величественная, можно даже сказать «помпезная» (в хорошем смысле слова).

И пока мои сверстники слушали Цоя (а так же Асмолова, «Ласковый Май» и такой же «Бык» и так далее) на «Романтиках» или дорогих, но звучащих чуть немногим лучше импортных «балалайках» «носимого» класса, я зависал, слушая Pink Floyd, King Crimson и Eloy. Marillion и Genesis если честно мне тогда что называется «не вкатили» — слишком уж звучание их было мягким и «тонким», эстетским, так же как я до сих пор не полюбил слишком «электронный» для меня Tangerine Dream. Так же за бортом оказались многочисленные американские AOR-овые группы — уж слишком «прилизанным» казался их саунд, особенно в сравнении с хтоническими британцами и немцами от прогрессив- рока (не говоря о Heavy Metal). Лучше ли я был чем те, кто слушал «Бошетунмай» на жеваных кассетах? Не думаю. Но мой путь — это другая музыка.

К моему знакомству с местной сценой, которое началось с посещения концерта «Триумвирата» в 1988 году в ДК АХБК, мои музыкальные вкусы уже были полностью сформировавшимися. Кроме того, я уже два года играл на гитаре (а на фортепьяно, которое я к сожалению забросил крайние лет… 30 я играл с 1980-го года, если можно назвать словом «играл» первые шаги в обучении).

«Триумвират».

К тому времени я уже бывал на «живых» рок-концертах. Это были «Черный Кофе«, «Рондо«, «Круиз» и каким то ветром занесенная в наши края женская рок-группа «Медуза» — родом откуда-то из Восточной Европы. «Триумвират» были первой услышанной местной группой.

Я был полностью поражен и полностью очарован. С ними тогда играли какие то «питерские панки» — то ли «Аукцион«, то ли «А.У.» то ли еще какой-то «У. О.» — ничего не имею против панка, сам люблю панковскую энергетику, но их я не запомнил пол-но-стью. Смутно помню каких-то ребят на сцене и какую-то клоунаду, которая мне показались неубедительной и несуразной. После «Круиза»-то, который валил скоростной яростный музыкальный поток с бешенной энергетикой! Все знакомые «пацаны» с разных районов, кстати, были на тех концертах «Круиза«. Так вот. Отвлекаться я не буду. Тут я понял, что на сцене — абсолютно самобытная, и абсолютно «фирмовая» и самодостаточная группа. Они были полной противоположностью «Круиза«, но и как «Круиз«, это было пауэр- трио, извлекающее из своих инструментов чуть больше того, на что они способны. По крайней мере, тогда так казалось.

Я тогда для себя решил — буду делать свою группу! И это будет пауэр-трио. И играть я буду на бас-гитаре. В «Триумвирате» Александр Словарь понятное дело сразил меня харизмой и своими партиями. В «Круизе«, если я не ошибаюсь — Васильев играл на бас- гитаре с перегрузом, чуть ли не риффами, и давал «тот самый тяжелейший и плотный звук», который и показался мне тогда сутью метал- музыки.

К тому времени я уже «распробовал» фолковую, «кельтскую» сторону музыки «Цеппелинов«, и к удивлению для себя, нашел ее продолжение в музыке «Триумвирата«. Как кто-то сказал тогда — «С казахской домброй вместо верхней двенедцатиструнки Джимми Пейджа«.

Город на сломе эпох.

Кстати, мое относительно «взрослое» окружение так незаметно на тот момент было сфокусировано именно на «Led Zeppelin«. У меня было полное впечатление, что на тот момент именно эта группа была центральной для рок- меломанов нашего города. Войну между «Битлами» и «Роллингами» выиграли именно они! По крайней мере, так тогда казалось.

Потом я как то выпал из того круга, который знал когда и где проходят концерты местных групп. Я слышал что-то про ДК «Полиграфист», который был территориально мне близок, про «крутых-металистов» «Акцент», но так и не попал на их выступления. Слышал про их же выступление в «Политехе», но не был на нем, но по моему кругу знакомых этой акции многие придали больше веса, нежели «тому самому» концерту Виктора Цоя… Для большинства сейчас эти события несоизмеримы по значимости. Для нашего города, к сожалению, актуальна фраза «нет пророков в своем отечестве». ДА ЦЕНИТЕ НАКОНЕЦ СВОИХ ЗЕМЛЯКОВ А НЕ ЗАЕЗЖИХ ДЯДЕЙ, да и пока они живые, а не когда «уже всё». В камне!

У нас талантливые люди.

Только «продавать» их никто не умеет, хоть «маркетологов» тысячи.

И не пытается.

Все толкаются локтями за «место под солнцем», топят друг друга.

Ищут «мессий» на чужбине — так приятней для своего ЧСВ. Типа они «вне игры».

Пацаны, а может ХВАТИТ?

Солнце для всех светит. Любви Всевышнего на всех хватит…

Злое «лирическое отступление»? Злое. А что поделаешь. Клин клином вышибают!

Тридцать три ступеньки в ад. К мечте.

(Прим. Обыграно название пафосной статьи из местной рок-газеты «Тутти New’s«, выходившей в те времена под редактурой Сергея Туника -«Тридцать три ступеньки к мечте» — об основательнице Рок-Клуба «Рухани» Камилле Магзиевой).

…Снова попал в концертную «тусовку» только к концу лета 1990-го года, когда открылся подвальчик «Рухани«, он же «Рух«. «Три веселых буквы, две из которых — Х и У» — как шутили тогда. Располагался он во дворе дома, стоящего под углом, в духе застройки Барселонского «Эшампле» на перекрестке Горького и Карла Маркса (говоря топонимами того времени). Ранее там был «Зеленый Треугольник» с Шай-Зией и его последователями, по центру было много их граффити, сегодняшним ребятам в этой «теме» они показались бы минималистичными, но тогда это воспринималось остро, «молодежно». Бунт. «БУНД» как писали мы в Интернете лет 20 назад. Эрративы форева!

Прощелкав легендарные «Гастроли датчан Artillery в Алма-Ате» и какую-то безымянную «американскую певицу», я быстро втянулся в жизнь «подвальчика». На тот момент моя первая, крайне бунтарская и крайне непрофессиональная группа «KING SPEED» — школьная по сути формация, игравшая на максимальном перегрузе, в пониженном почти на октаву строе и на максимально доступной нам скорости, ограниченной только прыткостью не самого лучшего барабанщика, мечтавшего «свалить на гитару» и даже купившего роскошный по тем временам «Super Star» у Александра «Саша Цой» Хвана — пожелала долго жить. Сооснователь переехал на ПМЖ в Новосибирск, и пауэр-трио моментально развалилось. Так в рок-клуб в итоге я пришел с «голой жопой», отсутствием единомышленников, и был крайне удивлен тем, сколько же групп в нашем городе играют!

Ходил на все концерты, слушал, вникал. Пытался разобраться, кто есть кто, найти единомышленников.

Конечно, говорите «Рухани» — подразумеваете «Камилла».

Многие из музыкантов той генерации ее «Рок-мамой» называют. Соревнуются в лести. До сих пор. Я не буду приуменьшать или ставить под сомнения ее заслуги. Возможно, она все и сделала и без нее бы ничего не было. А может быть, сделал бы кто-то другой. Лучше. Или хуже. Или просто «по- другому».

Но это уже «сослагательное наклонение».

Будем честными. Я был музыкантом «второй волны» алматинского рока. В первую опоздал. Все видел, все слышал, сделать ничего не мог. Если бы моя первая группа не распалась, то все вероятно было бы по- другому. А так — получилось как есть.

И на момент когда я только собирал (довольно безуспешно) свою группу, «рок-мама» при виде каждой новой группы только разводила руками — в духе — «О боже… Еще одни?».

Еще одна новая группа?

У многих, с кем я разговаривал, уже тогда первым вопросом было — «А есть спонсор?».

Про происшествии почти 35 лет я твердо усвоил одну истину:

СПОНСОР БЫВАЕТ У ПРОСТИТУТОК.

А инвестиции — только в проекты, приносящие быструю и легкую прибыль.

Я буду рад, если оставшаяся часть жизни докажет мне, что это не так.

Отчет пошел.

Вторым вопросом было — «А есть у вас репетиционная база»?

На эти вопросы был ответ однозначное «нет». С немногими, у кого оставался интерес, шли долгие «терки» за музыкальную стилистику.

В поисках состава поиграл и с панками из «Пизанской Башни» — мноэтажки, стоящей сейчас по Аль-Фараби, сразу же за моллом на углу Достык. Тогда одинокая бетонка высиласась в центре пустыря, из глинистой почвы которого торчали куски арматуры, и никакого Аль-Фараби там еще не было.

Позже эта группа стала называться «Колёса«, играть «британский» панк на русском языке сильно раньше более раскрученных на локальном уровне «По-1«, «Молота Ведьм» и «Сабвея«, с подачей материала, которая позже (уже в середине 90х) была позаимствована проектом с названием «Гиена«.

«Первый раз я накурился

Когда мой папа был лифтер

Потом мне стало очень плохо

И я нагадил на ковер».

И все в таком духе. Незатейливо.
Ну нет, не сошлись.

Потом я примкнул к безымянной группе, играющей в Третьем Автопарке. Это на ВАЗ-е.

И играл я там вместа с Олегом «Хольгером» Комаровым, с которым жизнь меня еще очень плотно свяжет.

«Ты повадками — страус,

Пред глазами песок.

Твой пожизненный статус —

Пистолет и висок…

Прошу тебя, стань человеком

Наплюй на ученья

Студневидных мозгов!

Мысль живая немногих тут

Умных голов

Умерла навсегда…

И посыпана пеплом…» (с)

Это была первая песня Комарова, которую я услышал и которую мы играли. Вроде бы осень 1990 года. Может годом позже. Возможно, его первая песня вообще. Не скажу точно. Полу- блюз, полу джаз-рок.

Группа получилась неуправляемая, без названия, без цели. Мы даже не могли сказать, кто в ней точно играет. На одной репетиции один барабанщик, на другой второй, потом опять первый, все время какие-то новые люди, и каждый раз — никакой конкретики. Но играл там, без цели и без перспектив, так как играть хотелось, а больше негде было.

У меня тогда была черная гитара «Аэлита II» которая казалась мне похожей на «Стратокастер», и это было еще до знаменитого Сарбашевского (Прм. Павел Сарбаш — рок-бард, журналист и член худ. совета алматинского рок-клуба «Рухани») «Пьяных и музыкантов с советскими инструментами на сцену не пускать!». И две «примочки» — киевский «Crock Super Metal» с закосом под «черный Boss- овский дисторшн», который стоил дороже моей гитары, и «Лель ДД» — он же «Дрель» — абсолютно безумное изобретение «сумрачного советского гения». «Коробочка с пчелами», в общем-то, которую можно было «надрессировать», но до специфического все таки результата.

Там же попробовал «кабачного чеса». Первый раз. Заработал себе на офигенскую по тем (и не только по тем) временам немецкую гитару «Мульти Стар», которую купил с помощью покойного (земля пухом тебе, старший товарищ!) Булата СыздыковаГульдер«, «Арай«, «А-Студио«, «Мюзикола«). Очень душевный был человек. Он хотел мне сосватать совой «Диаманд», перелопаченный под Гибсон, с датчиками ДиМарцио, но мне хотелось только «Страт»!

Как же, ведь мои гитарные герои — Ричи Блэкмор, Ингви Мальмстин, Джо Норум, конечно же — Дэвид Гилмор, зачастую — тогда — Вольф Хоффман, как минимум один из гитаристов «Helloween» и время от времени — один из гитаристов еще загадочной (до выхода «Черного Альбома») «Металлики» играли именно на Стратах. А не на Лес Полах. На Лес Полах играли Слеш и Пейдж. Не смотря на любовь к «Led Zeppelin», не они были для меня негласными примерами для подражания.

А Булат мне помог. Человек был скромный и душевный. Я тогда и не знал, что он играл в тех же «А-Студио«, ну не знали мы их еще тогда их в лицо, кроме Батырхана. Может быть фанаты и знали, но я то фанатом не был. Дядька и дядька. Рассказал мне о планах сделать группу, играющую софт- рок. Сделал потом, но иное. Группы у него не было тогда, была база в кинобудке «Проектного Института» ниже ЦУМа. Я тогда по 6-8 часов занимался в день на гитаре, за пол года технику поднял с странного уровня до «быстро и чисто». Опыта у меня именно по гитаре тогда не особо много было, многих тонкостей не знал. Но скорости и молодой наглости было в избытке. Навалил скоростного задроченого «шреда» (прим. скоростная, «неоклассическая» манера игры), даже возможно немного Булата засмущал, так или иначе он искренне решил мне помочь.

Нашли «Страт». И купил я его не у кого-либо, а у Фарруха Закирова, который сбрасывал «уставшие» после гастролей по СССР инструменты. А мне что — мне было в самый раз! Полирнул лады, подлечил крышки на звукоснимателях, нашел недостающие болтики — и вперед. Тонкий и плоский «Ибанезовский» гриф с низкими ладами, тяжелый корпус, и стать настоящего «Стратокастера» — все как мне нужно было тогда!

Но аллергию на игру в кабаке я заработал на всю жизнь. Может время тогда было такое. Но трясет до сих пор. Когда перед носом таскают подносы с едой если ты играешь. Не для меня это.

Рок-Залп.

К апофеозу моих метаний с поиском музыкантов среди «оставшихся не у дел» — а присоединится к «готовой группе» мне казалось «не вариантом», хотелось играть именно СВОЕ, идей был вагон и маленькая тележка — рок-клуб переехал на «новую локацию», в пятисот-местный большой и комфортный зал «ДК Баспагер«. Первой большой акцией на новой месте был «Рок-Залп«, прошедший в конце осени (или начале зимы?) 1990-го года.

Это был концерт «с вечера на всю ночь», на котором я увидел практически всю нестриженную городскую сцену. Сейчас я уже не скажу точно, видел ли я ту или иную группу именно на этом мероприятии, или чуть позже или раньше, но именно «Рок Залп» породил традицию «больших» и хорошо посещаемых ночных концертов «Баспагера«, позже называемых «Рок- Маскарадами» (со слегка изменившимся форматом, об этом я напишу как-нибудь в другой раз).

Уже знакомыми мне группами были «Триумвират«, «Форпост«, который с одной стороны были круты (чего стоил только педалборд гитариста стоимостью в «Жигули-Девятку» из дюжины «Боссовских» педалей — за каждую из них на тот момент просили в нашем городе по штуке советских или гитара «Yamaha» примерно в ту же цену, а с другой стороны — оставляли ощущение группы, до сих пор не определившейся в своих стилистических предпочтениях, «и нашим и вашим», тут же и крепкие хард-рокеры «Терминал«, с Бахытжаном Акимовым за микрофоном, общим с «Акцентом» бас-гитаристом Александром Трибунским, с внешности которого позже Саша Барон Коэн срисует известно какой образ, и барабанщиком Олегом Кимом, который через пару-тройку лет станет председателем рок-клуба. Тут уже несколько раз слышимые «Акцент» — про недооцененность и уникальность (да-да-да!) этой группы поговорим как нибудь позже. «Рефлекшн» с мягким ритм-н-блюзом, «Федерация«, «Империя«, игравшая в духе групп «Свердловского рок-клуба» с абсолютно диким клавишником, который бы вписался в любую проговоую или хард-роковую команду, опять таки мягкий «Плюс«, «Бикфордов Шнур» — эти группы совсем не был вот прямо «тяже-е-елыми». Просто они не носили аккуратненьких стрижек и не играли на «скрипко-басах». В конце концов, 1990 год — это не 1965. Уже не раз слышимый «Черный Принц» с постоянной текучкой состава и уже изрядно надоевшие РСД, которые пытались забить собой наверное любое образовавшееся «окно» в «руховском» «подвале. Играй они пореже — и публика бы их принимала с большим энтузиазмом (мое «имхо»).

Были еще какие-то группы, но тут я услышал «Второго Кита» нашего, арт- прогрессива.

«Второй Кит». «Вист»!

Мне почему то захотелось вспомнить анекдот.

Современная Европа. Семейная пара в больнице на перевязке, все побитые. Врач спрашивает сестру — «что с ними»? Сестра отвечает — «В муниципалитете подрались, кто из них «родитель номер один», а кто «родитель номер два». Вон, и сейчас кричат — «я рожала», «а я этот цирк содержу».

Так и я не могу сказать, кто «круче». «Триумвират» или «Вист«. Кто «номер один», а кто «номер два». Первым я услышал «Триумвират» — и это явный «синдром утенка», плюс поистине гипнотическая сценическая харизма лидера группы Александра, завораживающего своим образом и голосом со сцены.

«Триумвират» любили. Вся «творческая элита», от художников и скульпоторв до балерунов, «эзотерики», «шизотерики», «трансценденталы» и те кто причисляли себя к интеллектуалам. Грубо говоря, вся аудитория сегодняшнего «Форэ» скорее всего сейчас была бы фанатами этой группы. Если бы…

Как крысы Гамельнскому дудочнику, они внимали Словарю. Не умаляя мастерства Игоря Перебеева (ударные, флейта) и Сергея Черезова (гитара). Строгий минимализм, замороженное пламя, абсолютная узнаваемость саунда с корнями к прогрессивной «Британии» в сплаве с местной этникой, без пошлости доставшего «турбофолка». Да и многие местные любители БГ и «Аквариума» сломались перед харизмой музыки этой группы, по большей части. Надо еще добавить о том, что музыка этой группы подходила под термин «психоделическая». Имея часто медитативную основу. Завораживала.

«Вист» — более традиционный. Более мягкий. Такой между прогрессивом Генезиса и Мариллиона и американским АОР-ом. Более мелодичный. Не умаляя работы с мелодией у «Триумвирата«. Там и от YES что то было, и много от кого. И те «фирма» и другие «фирма». Что для СССР редкость. Ну про Автограф молчу. Крутые. И тут — в местном рок-клубе, в шаговой доступности.

И эти группы стоили друг друга. У Виста было много шикарных песен. Многие практически в «барочном» хард-роке, как у Блэкмора. Четыре инструмента, включая клавиши.

«Вист» слушала другая публика, нежели «Триумвират». Как раз те меломаны с пластинками. Дядьки-технари из НИИ. Не знаю, насколько сами «Вист» — чувствовали или нет любовь публики. Но это была очень точная и одна из самых грамотных и изысканных рок- групп, существовавших на в наших краях когда-либо.

Кстати, впервые в нашем городе я увидел и услышал «свиповую» игру по трем и пяти струнам именно у гитариста «Вистов». Эта техника была самым последним и «крутым» гитарным достижением на тот момент, во многом и благодаря ей продвинулись самые быстрые «гитарные герои» 80х — Ингви Мальмстин, Крис Импеллиттери, Джейсон Бейкер и которая ассоциировалась с гитарным совершенством в то время. Что уж там, круто! После этого, даже если существовал какой-либо скепсис по поводу этой группы, он исчез. Из «раскрученных» гитаристов тогда в СССР так никто еще не играл. По крайней мере на записи или на камеру. Через пару лет — может быть. Но я уже через пару лет и сам свип нарезал…

Так что — тут спор «кто круче — слон или кит?» который можно долго обсасывать. Его только барабанщик группы «Поле Чудес» смог бы решить. Хе-хе.

Алексей Островной и «Единственный Выход».

Этих ребят я на сцене уже не застал. «Вышли и зашли». Не играли они в «Рухе» уже вроде. А Лешу я видел часто. Наслышан о нем был еще от «хозяев» автопарковского аппарата — в юмористически-снисходительном ключе. Ну и анекдоты ходили «в народе», про Лешу Островного и Александра Словаря. Я их пересказывать не буду, в них Словарь всегда был в ситуации умника, а Леша — в дурацкой ситуации. Кто-то говорил, что их Кириченко придумывает, кто-то — что Сергей Туник, кто-то — что плодятся они в подвале «Рухани» под тридцать третей ступенькой на пороге «курилки», как мыши. Это мы не узнаем никогда уже. Был так же вариант, что их придумывал сам Леша. Но это не точно.

Леша обычно приходил в «Рухани» с миниатюрной, миловидной и очень хорошенькой девушкой. Отчасти «харизма» Островного была и во гм… «Владении» подобным сокровищем. Сейчас ее многие знают нак Наталью Терехову — создательницу портала «Гитаристка. ру», успевшую поиграть в одной из двух основных сегодняшних российских all female метал- групп — речь о «Вольной Стае» и их «конкурентках» Aella (там она не играла). В нашем же городе она была создательницей «Ламии«, но в этот раз мы говорим не об этом.

Леша был рыж, бородат, стрижен под прическу «маллет», с относительно длинными — до лопаток — прядями сзади и весьма горд собой. Косуха, темные очки-авиаторы — ну кто тогда не играл в «Рок- Звезду». Играли. Многие. У большинства конечно получалось достаточно по-дурацки, по большому счету. В анекдоты просто так люди не попадают. Какие к чертям тут звезды… Не тот город.

«Единственный Выход» на тот момент существовал исключительно в студийном варианте. Леша рассказывал что там супер- крутой прогрессив рок, «пред- пост- Пинк- Флойд». Но кассету не хотел ставить или давать кому то слушать. Ходил и просто ее показывал.

Ну, в один прекрасный момент под каким-то предлогом с Васей («Конечно, Ва-ся» — это был «дух подвала Рухани», про него я когда нибудь тоже расскажу) выманили из него кассету, даже не знаю как. Поставили на «Веге» — такая большая байда, проигрыватель винила в одном корпусе с усилителем и венгерским лентопортягом, лежала она то ли под, то ли за пультом в «подвальчике». Ну и что. Никакого «пред- пост- Пинк- Флойда» (с) там не оказалось, какие-то литературно-музыкальные композиции, все очень в духе самого раннего «Свердловского Рок- Клуба«, если не считать затянутый тайминг. Этот альбом можно найти в сети. Стало понятно, почему Леша не хотел его давать слушать. Очень и очень специфическая вещь там была. Архаика. Слышно было, что музыканты уже старшего поколения там играют. Другой школы. Не скажу что джазовой. Переходной какой-то. Материал времен когда формат рок- музыки в СССР еще только определялся. А тогда пару лет — уже пропасть и в мышлении, и в звуке. Все развивалось очень быстро, процесс этот шел года до 1992-го, чтобы потом пойти вспять…

А кто-следующий?

А следующими пытались стать многие. «Федерация«, играющая более прямолинейную версию той же музыки, которую «отполировал» и довел до совершенства «Вист«, «Перехват«, попавший под влияние «Триумвирата» и заигравший близкое к нему, даже спустя несколько лет занявший второе — после «Триумвирата» — место в шоу «Музыкальное Казино» (все это можно найти в сети и посмотреть и послушать в формате видо).

Уже в 1992 году появилась молодая (по меркам тех лет) группа «Оз«, где играл слепой гитарист, известный как «Пью«. Ребята жили в том же дворе что и Комаров (Ауэзова-Комсомольская, квартал девятиэтажек этажек) и уверенно взяли курс на ранний Кинг Кримсон. Но — что там говорить, 1992 год, «все места уже были заняты», в Рок- Клуб их приняли, но почтения не оказали. «Старожилы» давали понять — вы опоздали, господа! Места заняты.

На тот момент закрылся «Руховский» подвал, вернее там было что- то другое, возможно даже «АрТиШок» туда уже переехал, но утверждать не берусь. Рок-клуб переехал в Баспагер, но там уже была несколько другая атмосфера.

Стремительно росла метал- сцена. Если в «Руховском» подвале «Акцентам» вторила группа с названием «Кардинал» — пацаны с пятнадцатой школы, находящиеся тогда под влиянием «Accept»-а и пытающиеся делать англоязычный Speed/Heavy с быстрой и дерзкой гитарной работой — то тут уже появились такие группы как «Цербер«, заезжие резиденты рок- клуба «Тринадцать«, игравшие достаточно забойных хард- рок на три инструмента «Аспект«. Что называется, «с боем» прошла прослушивание группа «Изверг» (меня в составе не тот момент еще не было). В рок-клубе многое решали молодые его члены, более матерые редко снисходили до посещений прослушиваний, кроме разве что Павла Сарбаша и Сергея Черезова, которые отвечали за аппарат, свет и звук. Они были на волне пост- панка, «новой волны», которая схлынула на «западе» уже 4 или 5 лет назад, но среди адептов этого стиля в наших местах до сих пор считалась «модной и акутальной».

 «Изверг» был авангардом накатывающейся лавины экстремальных стилей, ее было уже не сдержать. Тут впервые пошел явный разрыв между поколением «бумеров» пятидесятых-шестидесятых годов рождения и взрослеющими «иксами»- «семидесятниками». Если для «бумеров» вершиной «брутальности» были пожалуй «Slayer«, то у нового поколения были свои герои. «Morbid Angel«, «Deicide«, «Suffocation«, «Benediction«, «Baphomet«, чуть позже — «Suidakra» — вот были герои новой генерации. «Death» и «Carcass» — для девчонок! — морщили носы они.

И были девчонки, которые слушали . «Death» и «Carcass«. Раз уж это для них.

А «Суидакру» не слушали.

Я слышал все эти «новые» группы, большая часть на кассетах отвратительного качества. Бумканье, пыхтение и скрип. Я не о музыке, я о записи. И возможно, из за этого фактора, после допустим «Пинк Флойд» с хай-фай качеством записи, слушаемых на хромовой ленте на «Союзе» или «Ростове» на девятнадцатой скорости, они и стали мной восприниматься соответственно. Шипение, пыхтение, скрип. Если были бы качественные записи, может быть и эта музыка у меня бы вызвала больший энтузиазм.

На тот момент я играл на гитаре в группе Ромки Африки солнечный реггей. Коллектив назывался «Люди Солнца» и ребята там были отбитыми на всю голову в хорошем смысле слова. «Растаманы из Никарагуа» — так представляли этот коллектив, я там играл вместе с басистом Алексеем Улитиным и еще не помню с кем, кстати сыграли первый концерт этой группы мы вместе, было это в актовом зале Строительного Техникума по улице Абая. Там же была группа «Изверг«, впервые я услышал «Нирвану» в виде каверов, исполняемых группой «Subway«. «Нирвана» публику особо не впечатлила на тот момент. Только Алик Нгуен — лидер и вокалист «Сабвея«, вьетнамец по происхождению (ну а кто еще с такой фамилией!) который ездил в Лондон как себе домой — бегал с круглыми глазами и кричал — «Нирвана, Нирвана«.

На мой взгляд, «Нирвана» наш город так и не покорила. Ее популярность у нас была сегментной, если и пришла, то значительно позже, вместе с линялыми майками на барахолке «Абая- Саина». Но это как говориться, была уже совсем другая история.

Ромка «Африка» Кубашев — покойный, как и многие о ком я тут пишу — конечно, заслуживает отдельной истории. Уникальный и недооцененный человек нашего города.

«И я надеюсь, что этот Рок-Маскарад (быстрый, насмешливый взгляд в мою сторону) — пройдет без ЭКСЦЕССОВ!» (с)

У меня что- то начало получаться и со своей группой «Эксцесс«. Хотя вместо желаемого мною звучания в духе «Testament«, «Mekong Delta» и «Annihilator» был выбран компромиссный, более «старый» стиль. Что то от Deep Purple, что то от Black Sabbath, еще что то от музыки начал 70х с импровизационным и «свободным» духом, и с неуместным для этой стилистики «трешевым» низким и хриплым вокалом. Тогда я этого не понимал, но мы играли то, что позже назвали словом «Стоунер«, по сути, первыми в регионе. Но это понятие стало широко известно тут уже в 2000х. У нас, не в далекой Америке. Моим ровесникам нужны были скорее «Бенедикшн» и «Бафомет«. А на тот момент — носы воротили. «Что за старперская харда», «вы опоздали на десять лет!».

А игравшие со мной Марат и Булат Садвакасовы были очень хорошими музыкантами. Их уровень на тот момент был скажем так — как минимум не ниже уровня лучших инструменталистов старой «верхушки» рок- клубовских команд. Даже без прослушивания, только по результатам кассетной записи, нам был дан карт-бланш на концерт с группой «Оз» и вступление в рок-клуб, но череда дурацких событий разрушила планы, как карточный домик. Как и отношения на много лет. «Эксцесс» я возродил года через полтора, в другом составе и с другой музыкой, чтобы попасть «под занавес» рок-клуба уже в ДК «Строитель», но это предмет уже другого рассказа.

Уже несколько лет как Марат собрал группу «Nuclear Angels«, уже как гитарист а не барабанщик, и играет мощный такой Hard Rock на стыке с Heavy с Джонни Газзом на вокеле. Хорошие «конкуренты» нам! Побольше бы таких «конкурентов», тогда может быть и «сцена» как явление появится.

Тогда же группа распалась жестко, и больше до конца существования рок-клуба именно в «Баспагере» концертирующий состав я так и не собрал.

Ушел играть в «Изверг». Позвали, не стал воротить нос. С «Извергом» же мы постоянно пересекались на сцене. «Растаманская» реггей- история тоже была закончена, место басиста в «Цербере» меня тоже не привлекло.

«Великое Противостояние», «Мясо Давай» и коллапс рок- клуба.

Так я стал частью той силы, что оказалась роковой для наших «динозавров». Совсем недавно, я натолкнулся на интервью с Александром Словарем, где в том числе рассказывалось о том, почему он решил уехать из Алма-Аты на поиск лучшей доли для своей группы. Там были слова такого рода (насколько я помню, не дословно) — «Мы выходили, играли тихие вещи, в зале начинали орать «мясо давай». Ладно! Сделали новую программу, с мощными, хард- роковыми вещами — «Супер- Пилот«, «Фанера Над Парижем«. И что — криков про «мясо» стало еще больше.

Эх, Александр, как я вас уважаю, но новому поколению уже не нужны были «полумеры». И хард-рок наш этот уже был не нужен. Им была нужна «Суидакра«, у них «Дес и Каркас группы для девочек» жешь.

Иванов покойный из «Виста» признался за пару лет до смерти, что «Изверг» ненавидел. Ну да. Даже рок-н-рольного Верещагина его «фэны» закрикивали, «Верещагин, уходи с баркаса», на что он отвечал — «У меня микрофон, я все равно громче!». Что уж там про арт- прогрессив… Но — это не вина «Изверга». Он послужил орудием асфальтового катка ВРЕМЕНИ. Все таки, шестнадцати- и двадцатилетние уже не слушали по большей части ни хард, ни прогрессив ни даже хеви. «Не пускать их в зал», проводить концерты для «Избранных» (читай — «Богатеев»)? И такое пробовали. Не оценили богатеи вот только. Путь в никуда заведомо.

Вот я и играл в «Изверге«, при этом музыка «Виста» и «Триумвирата» мне нравилась гораздо больше, хотел или нет, послужил частью разрушительной воли богов. И меня никто не спрашивал, хочу я этого или нет.

Популярность «Изверга» была бешенная. Я по центру два квартала час обычно шел. Спрашивали постоянно «Как дела», «Что нового» и так далее. Но это даже не заслуга группы, а то, что она попала в самую модную у молодежи того времени нишу. Моднее детзхмитола только «Доктор Албан» наверное был, но это была другая аудитория.

А мне хотелось вернуться к «корням». Death- Metal очень «квадратная» музыка, там нет места импровизации, кроме того, «Изверг» пытался соответствовать веяньем времени, и пусть и с опозданием в пару лет двинулся в сторону грайнкорового минимализма. В затылок дышал «Аllons«, который играл жестче и злее, пусть и менее качево. В «Изверге» того времени были некие элементы Death-n-Roll-а, пришедшие из Thrash-а.У Allons-а была более «холодная» и более «злая» фактура музыки, пусть и менее качевая.

«Бееедный, бееедный Бен Ган»…

Наступил 1993 год, после странных событий и скитаний зимы 1992-1993го. Август, я дома. Сам не помню как я попал в группу «Ben Gun Band». Меньше всего мы стремились к рок- клубовским концертам, в рок- клубе, в котором на тот момент я лично уже сильно разочаровался. Да и к концертам вообще. Играли в свое удовольствие прогрессив рок 70-х, заваливаясь на репетицию утром в субботу или воскресенье и расходясь уже вечером.

Песня могла растянуться до тридцати минут. Психоделия, прогрессив, импровизация. Очень много дало мне как музыканту. Группа эта так и не сыграла ни одного концерта — не стремилась к этому, и оставили одну абсолютно дурацкую запись (хотя писали много, да все куда-то затерялось со временем), не отражавшую ее сути совершенно. Изначальное название было с закосом под «Б.Г. Бэнд«, но ничего «Бэгешного» в этой группе по итогу не было.

Не презентовав своих навыков и умений публике, глупо говорить о каком-то вкладе в местную сцену. Надо было все таки где-нибудь сыграть, даже если на это было тогда «пофигу», как я сейчас понимаю.

Взлет и грехопадение «Yркера».

Природа не терпит пустоты. «Триумвирато-оставленность» недолго давлела над нашим городом.

Был момент, когда даже у «Черного Принца» стали появляться в звучании знакомые «Цеппелино- Триумвиратовские» нотки, благо на барабанах там на тот момент играл Игорь Перебеев. Но место все таки было «вакантным», а экзальтированная эзотерическая публика никуда не делась. Просто она занялась бизнесом, финансовыми пирамидами и продажей Родины — после развала СССР отдербанить кусочек себе многим представителям «хороших» семей казалось несложной задачей. И пока по «Баспагеру» прыгали юные»мясодаваи«, более взрослые и циничные любители «трансцендента»сколачивали состояния, и не заметили, что их любимый «Триумвират«, которому они соревновались в объяснениях в любви еще пару-тройку лет назад, куда-то исчез.

И вот на сцену «Баспагера» вышла новая на тот момент группа «Уркер«. Давно знакомые мне Рус и Нурла, еще по проекту Доса Байжанова — человека, которого постоянно принимали за Виктора Цоя! Но это тема для будущих рассказов. И какой-то парень из дичайше хорошей семьи, с дичайше крутым консерваторским образованием, в общем, слава Бычкову, лучше даже и не дышать в ту сторону! Ок, не дышим.

Заиграли они что то «Кинг Кримсон — Лед Зеппелиновское», очень близкое иногда к саунду «Триумвирата«. Да, это был серьезный прогрессив, да еще и на казахском языке. Да, были «Роксонаки», скорее фолковые, были песни, близкие к року и у «Дос Мукасан», но тут был именно что полноценный, довольно тяжелый и навороченный рок. Ну, были люди которые эти два фактора совместили, и понеслись как с «флагом», типа «мы жешь открыыыли«. Я помню, когда моя группа «Holy Dragons» вышла на публику, ей так же «защищались» и прикрывались некоторые (sic!)»титулованные» местные журналисты. «Почему вы игнорируете местную рок- сцену? — Мы не игнорируем, мы хорошие, мы дали в эфир Holy Dragons!» (c)

Шкурный интерес этих господ за версту было видно. «Уркер», хотя он был очень неплох на старте, очень быстро попал «в оборот» у подобного рода людей, и после одного или двух выступлений в рок- клубе попал в болото обыкновенной и привычной всем Каз. Эстрады, «заполнения» для «Дней Города», «Наурызов» и «Голубых Огоньков» от местных телеканалов. Титулованный, обласканный вниманием официоза, он до сих пор — активно или нет — пытается выбраться из этой ниши, с переменным успехом, а возможно — уже и не пытается. Все равно, публика теперь — и возможно навсегда — воспринимает эту группу как турбофолк-исполнителей песни «Наурыз-Наурыз» и не более того. Жаль…

Не всегда «раскрутка», особенно топорная и однобокая, идет на пользу группе. Свои деньги я думаю они собирают. Но это другая история. История успеха — да. Несомненно. Но далее в контексте этого конкретного рассказа эта тема не интересна.

Конец рок-клуба.

Наступил 1995 год. После перебазирования в «помоечный» ДК «Строитель» с пьяной и накуренной тусовкой, которая была уже даже не по «Детх- Митолу», а «по веществам», история Алматинского рок-клуба закончилась. Все попытки ренессанса рок-клуба больше напоминают «встречу выпускников» столетней давности. Увы, в одну реку дважды не войти.

В том же 1994 году, по факту падения «Баспагера» — «цитадели» бунтарского и неформального рока и метала в Семиречье, была попытка «встать на ноги» не только в «Строителе», который был кошмарен во всех смыслах. Был клуб «Шахта» не территории кинотеатра «Арман», без собственного аппарата, там и дебютировала группа «Аллонс» кстати, были попытки делать концерты «приемлемо» звучащих, по мнению возрастных наших сограждан (то есть «мягко», переводя на понятный язык) в Доме Ученых в «Академии Наук». Там я побывал на концерте последней арт- роковой группы «старой школы» — коллектива ТРэФ. Название которого расшифровывалось «Триумвират, Рефлекшн, Федерация«, за микрофонной стойкой был Женя из «Рефлекшена«, один из немногих адекватно «англо- поющих» в городе на тот момент, а от «Триумвирата» был если я не ошибаюсь, Игорь Перебеев? Или Сергей Черезов? Я уже не помню, но группа просуществовала недолго.

Зато про эти годы можно писать многое и долгое. Скатываясь в брюзжание.

Но жанр «прогрессив рока» или «арт- рока» выживает только в полу- тепличных условиях, и в относительно здоровом социуме. Посмотрите на скандинавов или британцев — полно прогрессив-рока. Вникните в сцену таких «не роковых» стран, как Бангладеш, Пакистан, Саудия и так далее. Один блек- метал. Он даже в Афганистане был до талибов. Тяжелые времена — «брутальные» жанры.

Позже были попытки играть подобную музыку. Но многое изменилось. Развился стиль «прогрессив метал», подмятый под себя едва ли не в одиночку американцами «Dream Theater«. Их кстати я слушал в начале 90х, но уже к концу декады рецепт их «прогрессива» стал крайне предсказуемым:

— Возьмите Ny-Metal риффинг, фьюжновые гармонии и соло партии и добавьте к этому сопливые MTV баллады — взболтните, и слегда перемешайте!

— Наложите все это на ритмику «Пиво-пиво-водочка» (музыканты меня поймут), напихайте цитатами из рок- и академической классики — рецепт супа готов!

Молодые группы уже руководствовались Дрим Сиетром. А я вот не люблю ни фьюжн, ни ну-митол риффинг, ни эту «молдавско-гуцульскую» ломанную «пиво- водочку«. У многих теперь прогрессив (по крайней мере, «метал») ассоциируется исключительно с этой гарцующей балканской размерностью. И это печально. Типа «нет пиво-пиво-водочки — не прогрессив!».

Самыми явными их последователями в нашем городе была группа «Феникс«, позже — «Механикал Мемори«. Стартовав от «гладкого» «пауэра» в духе «Стратовариуса» они медленно перешли к попыткам копирования Дрим Сиетра, и далее, к своему развитию стиля. Сейчас это вроде бы one-man-project Андрея Бобира «Бледного», и он в очередной раз сменил название. Сейчас проект называется «Seen» и позиционируется как «Progressive Metal / Post Metal».

Надеюсь, что никого не оставил «за бортом». Есть шанс, что существовали дельные группы, с которыми я не пересекался, и о которых я не был информирован. Играли крутую музыку на своей реп. базе.

Или нет.

Обхожу тут вниманием такие группы, как «Арт-Коллектив Paradox» и «Улытау«. Обе группы несомненно яркие в своем амплуа, но на мой взгляд, обе они играют несколько другую музыку, нежели та, о которой идет речь в этом повествовании. Так же как и Александр Мелоди и многие проекты с участием

академических музыкантов или акустические группы. «Это другое».

Нынешнее время.

Сейчас появилось много групп, играющих на стыке «ретро- саунда», психоделии, стоунера, чего — то еще. Некоторые из них относительно интересны. Выплывут ли из них прогрессив- роковые проекты, или для этого жанра на нашей земле все потерянно, и ребята остановятся, не дойдя шага до той границы, за которой — «все, вы маньяки!».

Поживем-увидим.

Но ощущения «сцены» нет, нет ее не только в этом жанре, но даже в более простом для восприятия хард- роке или хеви метал. Разрозненные группы и проекты, не связанные между собой общей «школой» и общим подходом. Без «сцены» и общности любая «некоммерческая» музыка имхо просто вынуждена годами долбиться в стену непонимания, Д’Артаньянство тут не работает, «всех сожру — один останусь» — тоже.

Возможно, что сейчас у нас время киндер- панка. Дети эту музыку с энтузиазмом воспринимают, таким как у нас был в 1990м. Вырастут дети из коротких штанишек киндер-панка? Поживем, увидим, все больше и больше людей в каждом новом поколении предпочитает ходить в «детских штанишках» до глубокой старости.

Не хочется заканчивать на пессимистической ноте. Так что — будем считать эту историю незаконченной!

Jurgen THUNDERSON

Об авторе

Алматинский музыкант, звукорежиссер, композитор (и человек многих профессий), более всего известный как исполнитель музыки в жанре Heavy Metal. Самым известным его проектом является группа «Holy Dragons», реализовавшая десяток альбомов в России на различных лейблах — в том числе на легендарном «Студия Союз», двойной релиз в Польше, вышедший на стыке тысячелетий и пол- дюжины альбомов, официально изданных на физическом носителе в Евросоюзе и США. Так же принимал участие в культовом Thrash/Death метал- коллективе начала 90х годов «Изверг», эпизодическое участие в «Акценте», рок- группе «Header» и арт-прогрессив рок группе 90х Ben Gunn Band. Основатель групп «Axcess» (1992-1994) и «King Speed» (1989-1990). Мало кто знает, но его интересы не ограничиваются Metal- жанрами, Jurgen принимал участия в возможно первом в Казахстане реггей- коллективе «Люди Солнца» (1992), «электронном» проекте «Heepnotizer» (2011) и сотрудничал с пол- дюжиной локальных групп и исполнителей. Интервью на «Радио России», национальном радио Италии, сотрудничество с российскими профильными печатными изданиями и радиоэфиры на множестве локальных радио (включая местные) — от Ташкента до Бристоля — в принципе, это то, что можно назвать сопутствующим фактором его профессиональной деятельности. Так же долгое время он занимался обучением игре на электрогитаре в современном понимании возможностей этого инструмента и написанием музыки для анимационных фильмов а так же фоновой музыки для различных целей (документальные фильмы, театрализованные представления и так далее).


Комментарии

Один комментарий на ««Арт- и прогрессив- рок в Алматы»»

  1. Аватар пользователя BAD MUSICIANS
    BAD MUSICIANS

    Круть — многого не знал и или не помню! Делюсь в ФБ! Спасибо за статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *