Каменный толмач

Несмотря на развитие цифровых технологий, камень по-прежнему остается самым надежным носителем информации. Он активно используется в оформлении новых визит-центров, которые в последние годы появились на туристических объектах в Алматинской и Жетысуской областях. Туризм должен быть содержательным и передавать древний дух местности. В этом убежден алматинский художник Санжар Жубанов, который работает в жанре наскальной гравюры.

Его работы оценили и за рубежом. В сентябре прошлого года каменная экспозиция была представлена в Амстердаме, а в декабре — в самом центре Парижа (на фото).

— Санжар Акрапович, вы долгие годы занимались тренерской работой (каратэ, джиу-джитсу), но оставили ее и ушли в изобразительное искусство. Насколько сложно было менять профессию в зрелые годы?

—  Я 33 года проработал детско-юношеским тренером по единоборствам. Как это ни странно, основным моментом, который повлиял на мое решение сменить деятельность, стала пандемия ковида. Весь мир в то время остановился. Это позволило мне глубже взглянуть в себя, понять свое предназначение. Я ушел в творческую работу и она требовала всё больше времени. Поэтому я ушел из тренерской деятельности и полностью предался рисованию.

— Наверняка вы ощутили влияние своего отца Акрапа Жубанова, который был художником и педагогом?

— Аура творческой семьи влияла на меня с самого рождения. Как-то в детстве отец сказал мне, что мы живём на земле древних художников. Достаточно посмотреть на каменные галереи рисунков, которые нам оставили предки. Нас окружает невероятное количество петроглифов. Они пережили века и тысячелетия. Очень важно, чтобы современная хозяйственная деятельность не уничтожала это уникальное наследие. Никакие ископаемые ресурсы или строительство не могут сравниться по своей ценности с тем, что нам оставили далекие предки в своих рисунках на камнях. Эти изображения продолжают влиять на нас и сегодня. Мой отец хорошо знал историю мирового искусства. Он долгое время был директором Алматинского художественного училища. Своей работой способствовал развитию художественного образования в нашей стране. Через общение с ним, домашнюю библиотеку, его выставки я постигал тайны искусства. Под этим влиянием я нахожусь до сих пор.

Солнце на плечах

— Изображение на камнях животных и сцен охоты – один из самых распространенных видов наскальной живописи. Но что вы думаете о солнцеголовых людях, которые изображены в урочище Танбалы?

— Это очень глубокое послание, которое можно наблюдать не только в Танбалы, но и в других районах Казахстана. Мы до конца не знаем, что значат эти солнцеголовые существа. Но у древних художников были причины для того, чтобы посадить солнце на плечи. Я думаю, что в них присутствует какая-то космогония. Наверняка это связано с движением планет. В двенадцати фигурках можно прочесть двенадцатилетний цикл солнечного календаря. Например, Юпитер делает круг вокруг Солнца за 12 лет, и он накладывается на нас. Мы находимся на планете Земля, которая летит, вращаясь, вокруг Солнца. И при этом наша галактика также вращается вокруг чего-то. И это бессчётное количество миров трудно осознать. Но древние художники попытались сделать это.

— Почему солнцеголовых существ нет в ваших работах?

— Я использую звездную графику. Но в основном моё творчество связано с конно-кочевой цивилизацией. Это эпоха раннего железа. Людей того времени называли ранними кочевниками. В тот исторический период люди двинулись в путь с насиженных мест, и основным способом производства стало животноводство. А солнцеволовые существа были выбиты намного раньше, в эпоху бронзы — это более пяти тысяч лет назад. Кочевая эпоха характеризует динамику жизни. В сценах терзания, когда барсы или волки нападают на архаров и таутеке, отражается борьба жизни и смерти. Побеждает тот, кто сильнее и ловчее. И это та тема, которая больше всего меня интересует. Мне нравится прикасаться к жизни духа. Именно так я воспринимаю наскальное искусство.

— В визит-центрах вы словно воссоздаете историю. Не кажется ли вам, что этот принцип можно распространить и на древнюю архитектуру, которой очень мало уцелело на территории Казахстана?

— Безусловно, художники и архитекторы должны участвовать в воссоздании древней архитектуры, как это происходит и в Египте, и в соседнем Узбекистане. Это связано с общим культурным фоном. Важно, чтобы в обществе был запрос на трепетное отношение к своей истории. И он должен быть высоким. Тогда такие тонкие вещи как искусство и архитектура будут на достойном уровне. Многие древние города и здания были сделаны из глины и не уцелели. Конечно, что-то можно восстановить. Но недостаточно просто хотеть этого. Кто-то должен за это взяться и довести до конца, несмотря на все сложности.

Заглянуть за горизонт

— В декабре прошлого года в мэрии одного из центральных округов Парижа проходила выставка ваших работ. Почему французов так интересует каменная гравюра?

— Париж – один из главных мировых центров изобразительного искусства. В этом городе хорошо понимают, из чего рождалось современная живопись. Мне посчастливилось показать там свой взгляд на древнюю наскальную гравюру и отразить легенды и мифы Великой степи, передать дух Тенгри. На этой выставке я участвовал вместе с двумя японскими художниками. А впервые мои работы попали во французскую столицу в 2019 году. Я волшебным образом оказался на выставке «Арт-Париж». Это одна из трех крупнейших художественных выставок мира вместе с «Арт-Базель» и «Арт-Нью-Йорк». Я представлял графику и наскальную гравюру. Для меня она стала первым выходом на международный уровень. Я получил хорошие отзывы и понял, как преподносить свое искусство современным зрителям. Например, используя древние музыкальные инструменты. В рисунках кочевников особая динамика, и зрители очень хорошо реагируют на это. Она ощущается в древних играх, в легких жилищах, когда ты можешь легко сняться и отправиться в путь. Это восприятие земли, где ты являешься её частью. Ты не предстаешь её хозяином, не обрабатываешь ее, не меняешь русла рек и не строишь каналы. Это особая экологичная цивилизация. В современном осмыслении на это очень интересно смотреть, потому что сейчас мы осели в городах. Но наша прошлая жизнь, которую мы провели верхом, очень сильно влияет на нас. Когда человек живёт в городе, он ограничивает своё видение. Взгляду очень трудно пробиться на простор, и это сильно влияет на воображение человека. Степь давала возможность бесконечного взгляда. Сидя на лошади, мы становились выше и могли заглянуть за горизонт.

Фото из архива автора и Санжара Жубанова

Справка КП

Санжар Жубанов участвовал в оформлении первого визит-центра «Аюсай», который в 2021 году открылся в Большом Алматинском ущелье. Он стилизовал на камнях древние рисунки эпохи раннего кочевья. Он также оформил каменной гравюрой детско-юношескую тропу Мынкоз (Тысяча глаз), проходя по которой можно увидеть на камнях изображения животных, обитающих в этой местности. В настоящее время художник работает над оформлением Ботанического сада в Алматы.    

Комсомольская правда Казахстан, 2.04.24 https://www.kp.kz/daily/27586/4912887

Олег БЕЛОВ

Об авторе

Олег Белов (псевдонимы О’Лео и Отто Вайскопф) – акын, журналист и проходимец по родному краю. Участник групп Akvafon, MiBemol и «Балаклава». Организатор фестивалей «Крылья Алаколя», Barracuda Jam и «Антихэллоуин». Семь его песен вошли в казахстанскую книгу рекордов «КИнЭС».


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *