Материал от 20.11.2002г.
Что мы знаем о Казахстане? Это бывшая республика в составе СССР, столица у ней — Алма-Ата, метро нет. Основное население — казахи. А казахи, как известно, до чертиков любят играть метал. В прошлой серии моего проекта рассказ шел о далеком и холодном Сахалине. Теперь — жаркий, но все равно далекий Казахстан.
Первые рок-команды в Алма-Ате появились в 1986-87 годах с началом перестройки и соответствующих послаблений со стороны власть придержащих… Помните, были «святые» времена запретов на «бесовскую музыку», гонения из комсомола (упаси бог!), пресловутое «партбилет на стол» ну и так далее. Перестройка и всеобъявленная гласность внесли изменения не только и не столько в политическую, сколько в культурную жизнь советских граждан. Вот именно тогда и начинают появляться первые банды в Казахстане. На сцену наших южных братьев вышли АКЦЕНТ, культовейший коллектив тех мест, игравший в стилистике близкой немецкому трэш-металу, о себе стали заявлять и ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ, молодые любители незабвенных AC/DC, а вскоре фэны услышали ТРИУМВИРАТ, более легких продолжателей дел LED ZEPPELIN, к тому же певших по-русски. Кстати, группа эта до сих пор существует, но переехала всем составом на ПМЖ в Питер. Среди не метал-групп, но все же альтернативных банд вспоминаются REFLECTION и ВИСТ.
А как в те времена проходили концерты! Как в лучшие андеграундные года все сейшны игрались в подвале прямо в центре Алма-Аты. Конечно, такие условия были не на руку коллективам, но все же они творили неплохую музыку и их стали любить фэны. Тем временем был зарегестрирован официальный рок-клуб Казахстана «Беспагер», в котором до 1995 года проходили все концерты. Изредка удавалось провести несколько выездных акций, но все они были разовые, а потому история не сохранила ни названия этих акций, ни имена групп в них участвовавших.
Наступали грозные 90-е и вдруг ни с того ни с сего начинает появляться целая плеяда отличнейших коллективов из Казахстана. В 1992 году алма-атинские ДК дрогнули от техно-дэз риффов ведущего казахского коллектива LEAD WEIGHT, группы, в будущем имевшей честь стать ведущим коллективом тех мест. Затем появились ALLONS (дум-дэз), REQUIEM (блэк метал), ТОРНАДО (энгри метал), DEATHTRACK (трэш-дэз). Коллективов было намного больше, но они не оставили после себя сколь значимых воспоминаний, кроме того, что они были.
Старые коллективы либо пропадали вовсе, либо вынуждены были в новых условиях искать альтернативные способы выражения своих мыслей. А потому стилевые рамки некоторых известных банд в казахстанском прошлом были существенно раздвинуты. Так АКЦЕНТ перешли на более мягкий трэш-метал, исчез былой блэкушный угар у REQUIEM (теперь больше дэз), а ныне распавшиеся ALLONS из дума вообще полезли в индастриэл. Ну да ладно. После многочисленных изменений в составах старая казахстанская гвардия все еще в строю! Кроме того появилась молодая поросль: VARULV, NAGLFAR (как названьице?), НОЕВ КОВЧЕГ, ИЗБА, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОСМОНАВТИКА, БЕС И НЕБЕС.
Клубов же сейчас в Алма-Ате хоть пруд пруди. Метал-фаны любят ходить в «Пана», «Матрица», «Рок-н-роллер», «Universe», «Sport», «My town» и т.д. А вот тот самый «Беспагер», что первым открыли в Казахстане уже не существует. Я в курсе, что среди рок-молодежи тех мест бродит мысль когда-нибудь возродить культовый клуб их юности, но пока сие есть только мысли.
Периферийную сцену Казахстана я обхожу стороной, потому что она как бы существует, но ее серьезность вызывает некоторые сомнения. Она существует, и добавить пока что тут нечего — подождем лучших времен, когда коллективы из других городов Казахстана объявят о своем существовании более нагло (в хорошем смысле, конечно).
Знают казахи и о прессе непонаслышке. Самый известный рок-журнал тех мест — «Моль» (почему это его так назвали?). К сожалению, не попадался он мне в руки, но при первой возможности познакомлюсь с творениями собратьев по перу. Еще есть издание «7 нот» о музыке вообще, уделяющее некоторое количество своего места и метал-группам. О фэнзинах, ньюслеттерах и прочих чисто андеграундных форм прессы в Казахстане говорить не приходится — таковых просто не имеется. То есть они периодически появляются, но скоропостижно умирают.
Издать тяжелую музыку в Казахстане оказывается еще сложнее, чем у нас на родине. Когда-то существовало две более-менее серьезных конторы «Z-records» и «Fair Play», но они быстренько приказали долго жить, успев издать незначительными тиражами кое-кого из алма-атинских групп. Не знают казахи и что такое дистро. Все подобные конторы там почему-то не приживаются.
С музыкой все вроде бы нормализуется… Есть реально хорошие группы и появились качественно сделанные записи (советую где-нибудь найти последний альбом «Penetrator» LEAD WEIGHT). С концертами — несколько хуже, потому как нормальная организация отсутствует. Часто этим занимаются сами музыканты (а у нас вообще почти всегда — прим. bZed), вкладывая свои деньги, а не зарабатывая.
Пробивается казахстанский андеграунд в Интернет прямо семимильными шагами. Я нашел несколько сайтов групп и журналов: REQUIEM (req.da.ru), LEAD WEIGHT (leadweight.musica.mustdie.ru), ТОРНАДО (tornado.musica.mustdie.ru), журнал «7нот» (7notes.kz).
Вот такой небольшой экскурс в историю казахстанской метал-сцены. Группы эти, безусловно, должны быть интересны не только местным фанам, но и нам, потому что это достаточно качественный материал и самая правильная музыка на свете (метал, то есть, а вы что подумали?). Кому легче сейчас: им или нам? Этот же вопрос я задавал и в прошлой части проекта о Сахалине и тогда ответ был ясен: нам. А что теперь? У кого больше шансов стать известным — у казахов или у нас? К сожалению, я не вправе давать ответы на такие вопросы.
Автор выражает благодарность Андрею «Ермоле» Ермолаеву за неоценимую помощь в подготовке этого материала.
текст (с) Денис Блищ
Источник: https://zedzine.narod.ru/ground/chapter2.htm
Добавить комментарий