Приветствуем тех, кто нас читает. Сегодня я беру интервью у человека, который известен как Jurgen Thunderson. В принципе, можно брать интервью с блогером- Юргеном, или с автором и создателем паблика об классическом роке Алматы. Или как с композитором, пишущим музыку для анимационных и документальных фильмов. Или как с участником старого рок-клуба «Рухани», существовавшего уже более трех десятилетий назад. Возможно, в будущем коснемся этого подробнее, но сегодня — о самом большом проекте этого человека, группе «Holy Dragons«.
До начала интервью мне пришлось немного подготовиться, почитать материалы о группе. Ведь в интервью предстоит охватить временной отрезок ни много, ни мало — более тридцати лет.
Что же, начнем! Наш портал рассчитан на широкий круг читателей, для начала скажем так, ознакомительная информация о группе. Вкратце, скажем так.
— Буду краток! Первоначально образовалась группа в 1992 году в (тогда еще) Алма-Ате под названием «Эксцесс», которое на тот момент полностью себя оправдало, группа полностью сменила состав, распалась на один год и возродилась еще раз, после чего решено было сменить название на современное, так как посчитали что у названия «Эксцесс» ну… Не та «карма». Года полтора вообще без названия играли, «группа и группа», эти полтора года (в середине 90х) была большая текучка, далее — мы играли как «Holy Dragons». Записали кучу альбомов, издали их все, от первых релизов на кассетах до глобальных релизов «на западе», когда один и тот же диск печатался одновременно на разных заводах в разных странах. Стилистика — ну, от блюз-рока (не часто), хард- рока до спид- треш- метал и иногда немного прогрессива. Но в основном получается что-то включающее в себя хеви с вкраплениями пауэра и дюжины других жанров. Границ себе стилистических не ставим.
— У меня сразу же появилось несколько вопросов по истории группы, к ним мы еще вернемся, но пока – подсветим, скажем так, инфоповод нашего интервью. Юрген, у группы в начале этого года вышел новый альбом. Что можно сказать про альбом?
— Семнадцатый «номерной» альбом, в котором мы вернулись к стилистике классических альбомов группы. Динамичный, быстрый, мелодичный. Стилистика балансирует между тем что называют «Новая волна традиционного хеви- метал» (NWoTHM), «американским» вариантом пауэр- метал (USPM), «тевтонскм» хеви, и элементами хард- рока, гитарного шреда, спид- метала и многого другого.
— Я слышал релиз и обратил внимание, что эта работа сделана без «оглядок» на «альтернативную» сцену, и без модной сейчас этно- составляющей.
— Да, именно так. «Альтернатива» уже давно не является чем-то «новым», «передовым». Классическим работам в этом спектре жанров уже более или около 30 лет. Вполне сложившаяся школа, ну у нас своя сложившаяся школа, немного другая эстетика, в которой есть элемент барочной музыки, пусть и заметный только при внимательном прослушивании. Торжественная атмосфера такая, которую мы взяли из музыки 70х и 80х годов. Тогда в музыке практически не было настроения «упадка», и это — здорово!
По части этники. Сейчас есть такое модное понятие как «Культурная апроприация». Когда люди — ради популярности ли, либо из-за отсутствия ярких или значимых идей, начинают «рядится в народные одежды». Иногда — те, к которым те или иные конкретные личности и отношения не имеют. Это не наш путь! Пытаться «продать» самобытность, которая часто выглядит со стороны как типичная «клюква». Мы этим не занимались, и заниматься не планируем. Допустим, если вызреет нечто, допустим, условный альбом «Тенгри» — с продуманной концепцией, текстами, которые скажем так, близки и долго просились к написанию — мы сделаем альбом «Тенгри». Тенгрианство кстати мне очень интересно всегда было, с большой симпатией и пониманием к нему отношусь, вникаю. Но притянутая «за уши» этника ради того, чтобы на релиз обратили внимание как на «диковинку» — вот как то не то, что для меня является «творчеством».
— Что же, могу порекомендовать новую работу группы, получившую название «Fortress» всем тем, кому не чужд классический хард- рок и хеви. Мелодичная, быстрая музыка, запоминающиеся мелодии. Что еще надо? Но вернемся к нашему интервью. В наших местах вообще не так много рок- релизов в год выходит в формате как раньше говорили «долгоиграющей пластинки», больше синглы или EP. Ну, для Holy Dragons это не проблема, периодичность издания вполне соответствует периодичности издания работ у «состоявшихся» «закордонных» групп.
— Да, в свое время мы и пытались работать без оглядки на «правила игры» в локальном сегменте музыки, где часто сингл раз в пару лет — это та данность, которая для многих групп стала обыденностью. Играть «по правилам большого мира», скажем так. Несмотря на все проблемы, которые могут преследовать музыканта в нашей части галактики, скажем так, все получилось. Это не самоцель, а скорее результат того, что творческих задумок — много, а бросать полу-сделанное или откладывать в «долгий ящик» — как то гадостно, если честно. У нас нет мотивации кого-то обогнать, или «завалить все нафиг нашими песнями», есть творческая активность и воля иногда путем очень жесткого распределения времени и расстановки приоритетов доводить все до конца, не бросая на половине при появлении каких-либо трудностей.
— Кстати, остановимся на названии. Ходят слухи что название «Fortress»- дань уважения пацанам из «Малой Станицы»? Так ли это?
— Они наши спонсоры! Мы объявили аукцион на спонсорскую поддержку. Новый альбом мог вполне называться «Дерибас». Но «Крепость» дала больше денег!
— Мне казалось, что в названии все таки больше смысла…
— На самом деле, так оно и есть. «Fortress» («Крепость») — как надежное убежище от всякой ерунды и непотребства, которые творятся в нашем неспокойном мире. В нашей музыке это есть. Так что — приглашаем всех «укрыться в крепости и переждать бурю»!
— Заметно, что в альбоме достаточно позитивная атмосфера. Даже в сравнении с предыдущими работами. Никаких «ожиданий конца света», «песен- предостережений» и так далее. Есть конечно песни с достаточно «колючей» тематикой, в «тяжелых» жанрах без этого… Тяжело, но — все равно в итоге какое-то позитивное ощущение от альбома…
— Да, мы намеренно, еще во время пандемии, задумали что новый альбом мы будем делать предельно позитивным, насколько это возможно сделать, не следуя эскапизму и попыткам закрывать глаза на реальные проблемы. Они есть, это отражено в песнях, оно везде, «Сто Видов Правды», «Страх», «Стокгольмский Синдром», «Нет Ветра Перемен» — но мы старались не «грузить» и не «пугать» слушателя, не делать того, что многие группы близких нам жанров занимались десятилетиями. Не то время сейчас, не то! Людям нужна территория, где нет политики, нет страха завтрашнего дня. Можно просто расслабится и быть собой. И этот альбом создавался как подобная территория!
— Альбом записывался во время пандемии?
— Как ни странно — но — нет. Это время мы бездарно потратили, решая проблемы, далекие от музыки! Потом пришлось наверстывать…
— Вот как. Не жалко что так получилось?
— Очень жалко.
— Я знаю что в альбоме есть песня «No Wind of Change». Все знают знаменитый хит «Скорпов» — «Follow the Moskva, down to Gorky Park …». И так далее. Вот так взяли и…
— Ага.
— В то же время совсем непохожая песня.
— Да. Наш альбом это «безопасное место» с эмоциональной точки зрения, где нет места «пугалкам», но закрывать глаза на нашу реальность не по-лу-ча-ет-ся. А реальность в том, что старого «мира без границ» больше нет. И возможно, на нашей жизни уже и не будет, хотя кто знает. Да, можно еще ездить как то, «железный занавес» не упал, но границы — внутри людей. «По живому», часто по семьям даже. Лозунг политиков — «Разделяй и властвуй». Так оно и произошло.
Сама песня с музыкальной точки зрения — это такой тоталитарный «тевтонский» метал- марш. Напоминает другую немецкую группу. Тот кто слышал песню, и у кого есть базовая «наслушанность», поймет сразу, какую. Мы даже применили драм- машину вместо барабанов на этой песне, намеренно, чтобы усилить ощущение «механичности»…
— Насколько я знаю, вместе с альбомом на песню вышел клип, снятый на эту песню некими итальянцам. Как, что, и чья это была идея?
— «AnimaeNoctis», наши друзья. Сами предложили сделать, только с условием полной свободы творчества! Им это интересно показалось. Ну что же, мы завсегда за полную свободу творчества! А так — они скажем так авангардисты и леваки (в хорошем смысле слова, хех), видео, графическое творчество, электронный музыкальный проект. Не смотря на казалось несовместимость — где «тяжелый рок» а где «электронный авангард» — мы с ними на одной волне, а наше исследование «духа времени» им оказалось очень близким.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
— Ну что же, оставим возможность нашим читателям ознакомится с альбомом самостоятельно, без «спойлеров» и перейдем ко второй части интервью, скажем так, «исторической».
_______________________________________________________________________
Альбом Holy Dragons «Fortress» (2024)
_______________________________________________________________________
О временах минувших…
Начнем с зарождения группы. Времена легендарные, тогда все «гремело», рок- клуб «Рух», «Баспагер», много групп, об этом сейчас многим интересно — кто видел, вспоминать это, кто не видел — узнавать, «Надо же, и у нас такое было! Не только «Ленинградский» и «Свердловский» рок-клубы!»
— Начинал играть в группе году в 1989. Группа была школьная, развалилась быстро, оставила 3 или 4 песни записанные на домашний магнитофон. Обычное развлечение школьников того времени, которые сумели купить себе инструменты начального уровня.
Потом школа закончилась, и группа вместе с ней. И до осени 1992 года я все самое интересное рок-клубовское время собирал группу, когда другие «бомбили» концерт за концертом. Обидно было. Ну что же, пережил. И этот подход советую молодым музыкантам, у которых что-либо не ладится. «И это — пройдет».
— «Эксцесс» появился осенью 1992-го? И сразу же вступили в рок-клуб?
— То ли летом то ли осенью, уже не помню. К началу сентября стабилизировался состав, и мы стали работать «на полную катушку». В составе кроме меня были Марат и Булат Садвакасовы (ударные и гитара), уже в недавнее время Марат создал свою группу «Nuclear Angels», в которой они играют очень хорошую музыку. На бас- гитаре изначально был Роман «Африка» Кубашев, известный в городе тем что был возможно первым растафарианцем в нашей стране, но по состоянию здоровья он не потянул работу в нашей группе, и в окончательном на тот момент составе на бас встал Денис Козлов, он же играл на клавишах.
В то время с группой происходило много нехороших вещей, прослушивание в рок-клуб было сорвано. Павел Сарбаш, человек который был ответственен за проведение концертов и сам музыкант, послушав наш дебютник (записанный «живьем» на репетиционной студии за пару частов) впечатлился и в общем дал нам возможность сыграть концерт в клубе без прослушивания (за которым бы наверняка последовало принятие «задним числом»), но и он сорвался по нелепой и дурацкой причине.
Группа все же была принята в состав рок-клубовских, но это уже было гораздо позже, в 1994 году. К этому времени я уже состоял в рок-клубе в составе другой группы, впрочем, никаких особых привилегий или преференций я от этого не имел.
— Рок-клуб в то время — это участие в постоянных концертах, больших сборных «солянках», рок- маскарадах. Разве это не круто?
— Дело в том, что после серии неудач первый состав распался, и все эти участия в концертах мне были ни о чем — новый состав удалось создать только в конце 1993-го года, и сыграться к 94-му году. Мы вошли в рок-клуб, но интересные времена уже кончились. Клуб перебазировался в «ДК Строитель», публика, которая ходила туда в то время почему-то была вся в лучшем случае пьяная, а чаще — на тех или иных «веществах». Большей части было абсолютно наплевать что ты и граешь и вообще КТО играет, лишь бы «долбило»… Естественно, бесконечно так продолжаться не могло, и рок-клуб «пожелал долго жить».
_______________________________________________________________________
Та самая первая работа под названием «Эксцесс». Хотя и до нее были демо-записи.
_______________________________________________________________________
— C «Вистом» и «Триумвиратом» на одной сцене играли?
— В составе другой группы, «Изверг», где я параллельно играл в 1993-1994х годах. Группа играла Death Metal, Иванов из «Виста» потом признался что ненавидел эту группу. Потому что публика не давала спокойно играть им свой арт-прогрессив, эти вот крики «мясо давай!». Мне кажется тут не столько «дес метал» виноват, сколько дешевая «алкашка» и системное «обыдление» публики. «Закрикивались» все, кто «не долбили», вот вам и конец рок-клуба. Они там пытались сделать рок- клуб «элитарным», но у нас на тот момент и «элита» была «от сохи», этим ребятам что попроще подавай, «массовое, современное». Ну не прогрессив рок явно.
— Что было потом?
— Развалились вместе с рок- клубом, вся «тусовка» того времени пропала, кто-то уехал, кто то бросил музыку и занялся бизнесом, кто-то подсел на другую музыку. Внезапно появились эти «рейвы», «продижы» стали слушать бывшие любители рок- музыки.
Не знали куда идти дальше. На тот момент «Эксцесс» пытался играть помесь Speed Metal и Techno Thrash, появилось ощущение полной невостребованности подобной музыки. Сейчас я бы только посмеялся, «это не мои проблемы», но тогда был по молодости более чувствительным к трендам в музыке и потребностям публики. Играть Doom — не хотелось, хотя в последнем составе именно под именем «Эксцесс» мы под влиянием модных тогда Tiamat и Paradise Lost сделали одну «экспериментальную» думовую песню. Электронщину — тем более, грув метал я не принял.
В итоге, пока размышляли куда рулить дальше, у всех появились свои дела, группа просто больше не собралась.
— Возрождать стали уже с Торой?
— Да, это было во второй половине 1995-го года. До этого я проиграл пол-года в группе «Header», ни уму ни сердцу если честно. У нее как раз развалилась группа в которой она играла, «Ламия», и они сделали «девичью» группу «Green Low», которая репетировала на моей базе. Группа не просуществовала долго.
Все сексисты тогда конечно носы морщили, «фу, в метал группу взять девчооонку». Да плевать на них было. Но опять таки состав долго собирали нормальный. Человек 15 прошло, в том числе и из второго состава «Эксцесса» люди, но не получалось. В итоге взяли басистку Марину из того же «Green Low» и «Ламии», она сыграла то что многие пацаны с большими амбициями не тянули. Тогдашний состав я в шутку называл «ABBA».
— Долго состав продержался? Как распался?
— Вышли на концертные площадки мы поздно, уже в 1997 году. Тогда аудитория сменилось полностью. Всего два года прошло после развала рок- клуба, а всю эту эпоху никто не помнил. Откуда-то всплыл «русско-рок» в самом выхолощенном варианте, и толпы поп- панков прыгали. Мы вышли первый раз, публика «села полукругом как на Бэ Гэ», и с открытыми ртами весь наш сэт просидела. Типа «а что, так можно было?». Так НУЖНО было.
Составом этим записали дебютный альбом, он разросся до шести человек, и коллапсировал в середине 1998-го года. Сменили состав быстро, выпустили дебютник «официально» на «Центр Рекордз». Последнее выступление было в «Павильоне Динозавры» на нашем ВДНХ. Но там был полный хаос в этих «Динозаврах». Попойка массовая скорее чем концерт. ВДНХ-шный район продолжал традиции «ДК Строитель», там же два квартала расстояние. После этого концерта и разбежались. Дальше уже никак были. Вокалист хотел чтобы мы играли то что мы совсем играть не хотели, ритм- секция заняла индифферентную позицию. Лучше дернуть «стоп-кран» чем заниматься бесконечными спорами и препирательствами в условиях когда одна сторона не слышит другую. Новый состав собрали уже через две недели после распада.
— Примерно в это время вы вместе с «Черным Принцем» «Дворец Спорта» собрали?
— Этот концерт был в 1997 году. И это был юбилейный концерт группы «Черный Принц». Десятилетие группы. Кроме юбиляров играли мы, на пару номеров вышла какая-то блюзовая группа, открывали концерт кришнаиты, да те же самые что в «Рух-е». Но до аншлага было очень далеко.
— Так сколько билетов продали? Есть сведения?
— То ли 500 то ли 700. Уже не помню. Макс, тогдашний гитарист «Черного Принца», ходил по ВУЗам, впаривал старостам билеты на продажу. Все равно, это много для концерта локальных групп того времени, и наверное недостижимо для дня сегодняшнего. Но в стенах «сарая» это количество народа потерялось конечно же. И — организация концерта не окупилась.
— А дальше — был диск «Андергреунд КЗ» и знаменитый «Разгон потного концерта ОМОН-ом»?
— До этого много времени еще прошло. Записали еще три альбомы, выпустили их официально на двух кассетах (на одной кассете два альбома — по альбому на сторону, «фен-шуй» же, тогда бесило когда в звукозаписях продавали «лицензионные» пустые кассеты с обрезанной на 45 или около того пленкой.
В «Андерграунд» вошли уже совсем другим составом, если не ошибаюсь, это был уже 2004 год. А время тогда было очень насыщенное. На тот момент у нас в России уже два диска вышло, и диск + кассета в Польше.
— К этим релизам мы еще вернемся. Так что было то на этом концерте? Интересно узнать от участника событий, ну или свидетеля, скажем так.
— Наши местные организаторы решили сделать «эпохальный проект» — сборник «Андерграунд КЗ» на дисках, типа «собрать весь цвет андерграунда» нашей страны и «впервые, официально издать». Типа уникальное событие и все такое. Получилось два диска — первый с более «тяжелыми» группами, второй с более спокойной музыкой. Конечно, вошли не все туда, группы которые были «на паузе» на момент этого события, не были включены. Наша песня открывала диск, мало того там было наших две песни, так решили организаторы, что вызвало волну недовольства и зависти. Ну, так получилось, не думаю что дополнительная песня нам дала какой-то бонус в любви к нашей группе, хех.
Обложка диска «Underground.kz«. Только в таком разрешении, к сожалению.
После этого презентация была назначена в одном из алматинских клубов на 200 или 300 мест. Информационно организаторам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО удалось раскачать народ — в клуб набилось наверное под тысячу человек, те кто стояли «на билетах» пускали пока вмещались. По стенам текла вода, вентиляция не справлялась, а на улице перед клубом осталось столько же примерно народа. Железную лестницу которая вела в клуб вырвали из стены и свернули «в коральку», разочарованная толпа разбрелась по окрестным дворам, где бабульки начали звонить в полицию — «у нас во дворе какие-то хулиганы». Существует и несколько конспирологических версий происшедшего, их я озвучивать не буду. Скажу так, что как мы только отыграли наш сэт — минут на сорок — видя что происходит решено было «выбираться и сваливать нафиг». С трудом пробились через толпу, уехали.
Наш бывший басист, который приехал посмотреть на наше выступление но опоздал, попал «под раздачу». «Только выхожу из такси — тут же ОМОН кладет лицом в пол, как и всю площадку перед клубом, вытаскивают изнутри, по одному».
Этим в принципе все и кончилось. Ну, кто-то потерял личные вещи, одежду. Там же хаос был полнейший.
— Итог для группы?
— Ну на улицах стали чаще узнавать, но не так как это было когда я играл в «Изверге» и по центру Алматы со мной за 3-4 квартала могли 20 раз поздороваться и пять раз остановить повыспрашивать новости о группе. В целом, ничего не изменилось.
А вот для концертной деятельности ничего хорошего это не принесло. «Знаковые события» проводить стали бояться, конечно шли небольшие клубные концерты в клубах «Камелот» он же «Старая Сеньора», еще в нескольких местах, названия которых я уже не помню.
— А «Кафе Спорт»?
— Мы там играли пару раз, там была своя тусовка, эмпатии с ней у нас не случилось.
— Вернемся к прорыву группы в Россию. Как и что получилось? И про Польшу тоже интересно узнать.
— Сначала была Польша. Года с 1998 в наш дом заполз оптический кабель «Академсети», и мы активно осваивали Интернет, вернее его «металовый» сегмент. Он был тогда совсем маленький, все друг друга знали. Общались со многими знаковыми и легендарными людьми. По большому счету, 99% металовой публики в Интернете тогда не было.
— Сидели на оптике во времена модемного dial- up-а «по карточкам»?
— Именно так, и платили за интернет деньги, соизмеримые с еще одной зарплатой, пусть и скромной. Это было окно в большой мир.
И в итоге этого общения как-то так получилось, что чуть не стали частью польской сцены. Общались с их группами, в итоге у нас была некая популярность в метал кругах. Когда в той же России про нас еще мало кто знал. В «рунете» мы не общались да и не было еще особо того «рунета» как явления. По крайней мере, метал- сегмент только зарождался.
На нас вышел издатель, человек который позже стоял за основанием самой известной польской метал группы с женским вокалом, и предложил выпустить самые свежие работы. Диск был достаточно суровым, с черно- белой обложкой, такая же кассета, но на ней было два альбома.
— Что за альбомы?
— «Thunder in the Night» (2000) на диске и он плюс предыдущий «House on the Winds» на кассете. По сути, кассета почти идентична по содержанию нашей, казахстанской, названной «Rage of the Dragon Lords», но на ней еще были бонусы, один из них по моему в формате скрытого- трека.
— И потом россияне посмотрели на Польшу и решили группу переманить?
— События независимо произошли. Изменения в группе начались с того, что опять пошли какие-то стилистические «терки», в итоге всего прочего к сожалению мы расстались с нашим вокалистом Дэном Чудаковым и бас- гитаристом. В новый состав пригласили Олега «Хольгера» Комарова…
— Который уже пел в группе еще под старой «вывеской»?
— Именно, в 1994-м году! Мало того, в 1990м я играл с Олегом в безымянной группе. Работа на английском у нас не пошла. Но вокальные возможности Хольгера впечатляли. Это было именно то, что было нужно нашей группе. Круто он пел! Решили отложить английский до поры до времени.
Сразу же стало понятно, что поляков русскоязычные релизы не интересуют. Ничего сообразить не успели, как на нас сами вышли издатели из Москвы. Мы подписали контракт с недавно появившейся студией «Metalism Records», первыми двумя ее релизами стали именно наши альбомы.
Потом мы издали с ними и в коллаборации с «Союз Мюзик», «Металаген», еще какими-то лейблами еще девять альбомов, всего одиннадцать изданий (два первых альбома были переизданы с новым дизайном и мастерингом), все очень хорошо продавалось, скачивалось, слушалось, нам платились роялти (денежные выплаты), все по взрослому! Некоторые группы скрежетали зубами, в том числе московские. А что завидовать — работайте!
— А потом резко перепрыгнули на европейский лейбл?
— Сначала получилось так, что продажи CD у нас упали кратно. После того как почти везде в СНГ появился скоростной интернет и начался расцвет торрентов. Было это в 2010 году. Тогда я придерживался идей копимизма, и опередил «пиратов» — видя к чему все идет, официально выложил «бесплатный цифровой релиз» в качестве. На тот момент были люди которые ВСЕ РАВНО покупали CD, им было важно «подержать в руках», чтобы не было «дыр в коллекции», у них были стеллажи, заполненные физическим носителем. Но буквально за несколько лет — все стали качать терабайтами с трекеров, писать на болванки то, что являлось раритетами. Дверь Овертона открылась а не форточка — если у человека 80% коллекции «на шпиле», то он уже не очень заинтересован в покупке чего-то нового.
— А бесплатный релиз не мог «убить» продажи?
— Падение продаж было общей тенденцией, даже не только для наших релизов, а для вообще ВСЕХ изданий на тот момент. Грубо говоря, насколько я понимаю, тиражи упали в 10 раз.
Плюс я понял, что нужно все таки возвращаться к первоначальному замыслу. Изначально группа задумывалась англоязычной.
— Сменился состав?
— В очередной раз — да. У меня и некоторый творческий кризис назревал. Если несколько лет до этого были записаны альбомы, которые многие считают нашей «классикой», те же «Волки Одина», «Восход Черной Луны» и «Лабиринт Иллюзий», то «Железный Рассудок» — последний альбом состава с Хольгером — получился блеклым и скучным (и в том не его вина). Следующий релиз — переходной — Runaway-12, который вышел с подписью «ПРОЕКТ- Holy Dragons» — был абсолютно мертвый по любым параметрам.
— А в чем причины? Выгорание?
— В поисках развития стиля зашли куда-то не туда. Честно говоря, какую-то ерунду стали играть.
Олег на меня конечно обиделся что мы продолжили без него. Но и у него была некая усталость.
Потом как то быстро было принято решение «откатить» стилистику и звучание группы ко временам «Восхода Черной Луны», просто выбрались этим из тупиковой ветви развития. После этого все стало просто и понятно. Инструментал нового альбома «Zerstorer» записали за три месяца — зима и начало весны 2010-го, записали демо-вокал. Энди Михеев, человек который занимался Евровидением (да, вот такая далекая от музыки группы тема!) подсказал куда послать.
Нам предложили контракт.
Дальше много раз написано в истории группы. Европейский лейбл «Pitch Black Records», базируется на Кипре, за промоушн отвечают итальянцы, за дистрибуцию немцы, диски печатались как основа в Германии и Чехии с «региональными» небольшими партиями которые печатались в Великобритании и США. Дистрибуция охватывала весь мир, кроме стран третьего мира разве что.
— У нас диски продавались?
— Видели диски в Астанинском «ЦУМ-е», по 50 долларов за кругляш. Ну, у нас самих можно было купить по 10 долларов, дешевле чем в магазине лейбла, где они стоили 12 евро без доставки. Но большие посылки по 50 разных дисков небольшим магазинчикам было тогда выгодно покупать прямо на лейбле.
— На западе с продажей дисков проблем тогда не было?
— Да, продажи шли хорошо, примерно до пандемии. У нас было два лучших по продажам релиза лейбла, наши альбомы, у нас была дистрибуция от «Nuclear Blast» трех релизов.
— В Россию лицензировали?
— Нет, лицензионного издания не было. В России продавались наши диски, я не буду говорить по какой цене, там неприличная цена была абсолютно. Не знаю откуда они их возили, но явно не напрямую с лейбла, а с несколькими накрутками уже…
— А во время пандемии что?
— Во время пандемии продажи CD рухнули полностью. Все! Все ушли в стриминговое вещание. Или на винил. Наш лейбл винилом не занимался, за свой счет печатать не вариант, ибо почтовая доставка от нашей локации винила в западные страны будет стоить 100-200 долларов (это действительно так!). Никто за такую цену винил покупать не будет, даже если его не расколотят по дороге…
В итоге сейчас в приоритете интернет- сервисы. Как начинали с них в 1999 году, когда наши записи были выложены на сайте группы (а слушатели того времени задавали вопросы — «к как это слушать», «это нужно покупать колонки для компьютера», «а можно подключить компьютер к центру» и так далее) — так и пришли к тому же.
Кто-то там вошел в книгу рекордов Гиннесса с «первым бесплатным интернет- релизом» в середине 2000х. То ли U-2 то ли Radiohead. Мы делали это уже в 1999 году. Только какие там «Гиннессы». Гиннес в нашем случае — только пивка попить. Кстати, одноименный паб мы чуть не разнесли в том же 1999-м году, при помощи «Тусовки Политеха», отрывающейся на нашем концерте.
— «Политех» вообще в нашем городе как-то косвенно связан с рок-музыкой… Знаменитый концерт Цоя, становление «Акцента».
— Да, много всего связано. Вообще наши слушатели на 80-85% -это люди с техническим образованием. Проводили опрос. Причем года до 2012-2015 — 99% людей мужского пола нас слушали. А сейчас — 60% на 40% расклад. Меняется все.
— А люди какого возраста слушают «Holy Dragons»?
— Всякого! «Ядро» слушателей равномерно распределено от 30 до 55 лет. Слушают и младше и старше. Моложе 18-ти лет слушателей немного и старше 65-ти.
— Мы постепенно подбираемся к завершению нашего интервью. Какие ближайшие планы у группы?
— Этой зимой мы записали и свели инструментальную часть следующего альбома. Теперь будем писать тесты, в нашей группе музыка всегда первична. Осенью в планах запись вокалов, сейчас мы пишем голоса на EP на более старом материале, а летом в планах несколько выступлений в нашем городе, сольных и в сборном и фестивальном формате.
Следите за новостями на ресурсах группы, приглашаем на концерты!
— Расскажите о нынешнем составе и его участниках!
— Тора, она же Крис — в принципе, с ней мы начинали группу, с середины десятых годов взяла на себя сначала концертный, потом и студийный вокал вместе с гитарной работой. Это был довольно смелый поступок, но нам на тот момент надоела работа со случайными людьми и мы не хотели брать на самое заметное место в группе мало мотивированного человека «извне». Поэтому — у кого лучше всего получится, тот и поет. Получилось лучше всего у нее.
С ее голосом мы записали уже три альбома. Смену вокала публика приняла скептически но по итогу — благожелательно.
Так же она написала примерно половину текстов нашей группы, и именно она занимается организационной работой — это организация репетиций, гастрольных поездок, контакт и переписка с организаторами мероприятий, с лейблом и так далее. В обычной жизни работает преподавателем английского языка в ВУЗ-е, с английским языком связанна с шести лет, сейчас уже по сути билингв.
— Иван «Ганс» Манченко — наш басист. В группе уже больше десяти лет, в общем по ощущениям очень давно. В общем, работаем и идем дальше. За пределами группы — дизайнер.
— Место барабанщика в данный момент вакантно. Эта ситуация не отменяет наших концертных планов, но мы ищем близкого нам по духу человека, с которым вместе мы могли бы работать всерьез и надолго.
— Ну и о себе и своем месте в группе — лид-гитарист, автор музыки и половины текстов, звукодел, занимаюсь дизайном наших релизов и ресурсов. «На гражданке» так же в данный момент связан с музыкой, пишу музыку для документалок и анимации. А так — кем и где я только не работал — от таксиста до электронщика, от повара до звукооператора, от преподавателя гитары до переводчика. Бумажек о всевозможных квалификациях тоже имею чемодан наверное, но работать на «нелюбимой работе» — то с чем нужно смириться, но искать все-таки менее «нелюбимую». Пытался даже получить лётную специальность, но остался в категории «пилотов- любителей», давно кстати не летал — дорого это сейчас. Для меня лучшее — зарабатывать музыкой, не связанной с «общепитом», хотя это далеко не просто временами.
— И напоследок, вот такой вот вопрос, который я считаю важным. Как музыкант с более чем тридцатилетним опытом, прошедший путь от алматинского рок-клуба до западного лейбла, какие советы вы бы дали молодым музыкантам и группам?
— Хороший вопрос. Сразу скажу что буду говорить прозаичные вещи. Которые многие «молодые» слушать не захотят. Ну, моя цель предупредить о «ловушках», а набивать шишки и топтаться по граблям — это сам за себя решает, сколько ему подобного опыта нужно.
1. Время «рок-звезд» прошло. «На небесах», на недосягаемом уровне — группы, которые состоялись до 1991-го года. Рангом пониже — те, кто «выстрелил» до 2000-го. Пусть вас не обманывает то, что «молодым нужна своя музыка», «шоу-бизнесу нужна новая кровь», «старики уходят». Шоу- бизнес уже не тот, все сегментировано. Жизнь «богов», создавших жанры и стандарты, и «царей», стоящих на их плечах — это не то, что ждет вас. Поэтому — из этого следует следующий пункт:
2. Не рассчитывайте что музыка станет вашим «социальным лифтом» и источником стабильного дохода. Получайте образование, не формальный «диплом» а реально востребованную специальность и конкурентные навыки, и ищите место в жизни, которое бы позволило содержать себя и свою будущую семью, не попав в «офисное» и «трудовое» рабство. Держитесь подальше от общепита, если вы не повар и не бухгалтер — «обслуга» с музыкальными инструментами в руках остается без источника к существованию при первых же признаках турбулентности. Да и не о творчестве это все.
3. «На западе» вас никто не ждет, там толпы своих «голодных» которым не досталось куска от общего пирога, а у рок- звездочек свои детки. А еще у промоутеров, менеджеров и продюсеров. Плюс толпа богатеев, которым не интересна уже «охота» и «выездка». Богатые тоже хотят быть рок- звездами. И если ваш папа не миллионер — не нужно вбивать все деньги в то, чтобы «ну хотя бы попытаться». Разлагающийся рок- бизнес агонизирующий выгребет все до копейки и даст вам смачного ПИНКА.
4. Никогда, НИКОГДА не платите деньги за участие в концертах и фестивалях, если вы не миллионеры. ВАМ должны платить, музыка — это труд. Или не платить, но и вы ничего не платите. Полюбовно. Ваши траты — инструменты, реп-базы. Запись, сведение — ни один лейбл это сейчас вам оплачивать не станет. Видео, реклама (не мероприятий). Большую часть дохода вы итак будите тратить на музыку.
5. Платное участие в концертах — это ДНО. Путь к нищете. Моральной и физической. Не позволяйте такого. Мало того — если на ваши концерты приходят ВАШИ слушатели — вы тоже должны иметь долю дохода с таких концертов. Не позволяйте использовать вас, и ваших слушателей, которые уверены, что деньги, которые они платят за билет, попадают группе.
6. «За морем» медом все не намазано. И несколько месячных зарплат, которые вы можете потратить на поездку группы, скорее всего дадут только то, что под вашу музыку потрясут головой от двадцати до трехсот человек (при очень большом везении и больших тратах), которые через пятнадцать минут забудут что за группа играла, даже при условии что вы будете думать что «порвали толпу». Чуда не произойдет, какой бы крутой не казалась вам ваша музыка. Так это все уже не работает. Лет 20-30.
7. Научитесь получать удовольствие просто от игры От репетиций, от записи музыки, от творчества. Вне зависимости от того, сколько человек вас слушает. Радуйтесь тому, что смогли придумать, сыграть, получайте кайф на сцене и на репетициях, а не расстраивайтесь от того что толпа на вашем концерте недостаточно «тучная» и что вам ну вот ни-как-не-стать «новой Металликой».
8. Никогда не подстраивайтесь под моду, под «местную тусовку», под чужое мнение. Эти люди будут втирать вам абсолютную дичь чтобы самоутвердится за ваш счет, но они не придут на концерт в дождливый вечер, они не купят ваш релиз и пальцем о палец не ударят ради вашей группы. Не спорьте ни с кем в Интернете, не тратьте время — это бессмысленно.
9. Научитесь идти от поражения к поражению, не теряя оптимизма.
10. Научитесь делать ВСЕ самостоятельно — от текущего ремонта и обслуживания инструментов до отстройки звука, мастеринга, сведения, графического дизайна и СММ. Даже если этим в будущем будут заниматься «узкие специалисты», вы сможете контролировать их действия, понимая что они делают и не дать себе морочить голову или обманывать вас.
11. Слушайте много разной музыки, а не только «ваш стиль». Особенно классики в широком понимании этого слова, классики вашего жанра, рок- музыки вообще, сегментной музыки, самой разной. Разве что музыка где форма довлеет над содержанием — «два прихлопа, три притопа» — они ничего не даст, даже если это брутальные притопы на зашкаливающем перегрузе или ультра- модные притопы на супер- современных «электронных» звуках. Слушайте самые яркие новинки от самых ярких музыкантов, будьте в курсе дела в мире. Играйте, много играйте! Научитись снимать на слух. Записывайте структуру ваших песен и те фрагменты которые можете забыть на бумаге. Ищите свой звук, и помните — хорошее внятное звукоизвлечение и ритмичность — путь к тому, что вы станине действительно хорошим музыкантом. Не сочиняйте в «Гитар Про», сочиняйте с инструментом в руках, по началу вас покажется что это сложнее, но музыка будет качественней и оригинальней на несколько порядков. «Заевший ксерокс» всем уже надоел, и копипаст партий известных групп с заменой пары нот или аккордов не сделает вам чести.
12. Не пытайтесь стать кем-то другим, любительские и андерграундные группы, копирующие коммерчески успешные образцы музыки, рассчитанной на массовое потребление, как правило смотрятся ЖАЛКО — если разве что не имеют бюджета, соизмеримого с бюджетом «оригинала» или ЧУТЬ БОЛЬШЕ.
13. На удачу! Ну и банальное — «Любите музыку в себе, а не себя в музыке» (с)
Радуйтесь процессу, и не ждите признания. Иначе ваши занятия музыкой будут дорогой печали, даже если вы добьетесь значимых результатов.
На этом — все.
— Спасибо за беседу и детальные ответы на вопросы. Хотелось коснуться еще многого — работы созданного Юргеном сообщества «Алматинский классический рок и метал», ситуации с музыкой в нашем городе и в мире в целом, но это уже в следующих беседах. Но формат интервью не бесконечен. Ну что же, могу пожелать успехов в творчестве, и — до новых встреч!
Добавить комментарий