Приветствую вас, дорогие читатели. Сегодня с нами Максим Кислицин — гитарист и один из основателей алматинской группы «Алатау Джем», музыкант с более чем тридцатилетним опытом, заставший дни зарождения рок-музыки в нашем городе в привычном нам понимании этого слова — времена рок-клуба «Рухани», когда все бурлило, и иногда даже казалось, что наш город может стать одной из «столиц» рок- музыки, если не на мировом, то хотя бы на советском и пост- советском пространстве, хотя сейчас в это трудно поверить. Поговорим с ним и о современных его проектах, и об общем положении дел с рок-музыкой в нашем городе и нашем стране.
![](https://algaritm.kz/wp-content/uploads/2024/05/mk1.jpg)
— Максим, приветствую. Для любого музыканта его сегодняшние, актуальные дела гораздо важнее прошлого, каким бы легендарным или загадочным оно ни было.
Расскажите коротко нашим читателям про вашу сегодняшнюю группу — «Алатау Джем», когда образовалась, что играете, кто в составе.
— Текущая генерация — вторая по счету. Первую мы собрали, ещё учась в школе. Это был сайд-проект для выступлений на поселковых праздниках типа 9 мая, 7 ноября и т.д. Это был 1991 год. Название сложилось из имени нашего поселка — Алатау, он же ИЯФ, а ныне микр. Алатау, а Джем — потому что в группе участвовали все желающие, любой, кому было что сыграть, мог прийти и поучаствовать. Т.ч. уже на начальном этапе у нас был основной состав плюс дополнительные музыканты, количество которых варьировалось от выступления к выступлению. Тогда же 30 декабря 1991 на нашей репточке в ДК Алатау на обычный магнитофон мы вшестером записали условно первый альбом «Новогодняя сказка». В текущую дискографию он, конечно, не входит. Из этого состава остался только я. С окончанием школы в 1992 году мы все разъехались, кто куда, и надобность в АД отпала. Иногда я использовал его, но лишь потому, что не хотелось искать варианты для каких-то разовых опусов.
Осенью 2007 года моя жена Марыся кинула клич друзьям-музыкантам: а не забабахать ли нам концертище. Чтобы исполнить песни, которые в силу каких-то причин не было возможности сыграть. Откликнулись 7 человек. Четыре месяца мы готовили программу, часть песен была абсолютно новых, часть пришла из репертуара нашей прежней группы «Изба», конца 90-х — начала 2000-х. Часть принес Андрей Алмазов, это были его песни и несколько каверов российских и казахстанских андерграундных групп. В т.ч. одна или две «Альтернативной Космонавтики», с которыми половина этого джема плотно общались и любили их песни. В общем, это была полная мешанина из всего и всех. Понятно, что за названием долго ходить не пришлось, репточка была в моем гараже в Алатау, ну а Джем получился самый настоящий!
Таким составом мы и отыграли свой первый концерт 2 февраля 2008 года в ”Синема-баре” в связке с актюбинской «Адаптацией». Никакого продолжения изначально не планировалось, я тогда играл в «На Краю Снов», там же играли барабанщик Андрей Васин и басист Вишес (Рафаэль Шарипов). Но, скажем так, не наигрались. Спустя несколько выступлений состав начал меняться, кто-то приходил, кто-то уходил. Но с самого первого концерта все, кто участвовал в нем, кроме одного человека — гитариста/вокалиста Алексея, который уехал в Россию, периодически играют с нами и даже записываются. Никто никуда не делся.
![](https://algaritm.kz/wp-content/uploads/2024/05/mk2-1024x942.jpg)
Что играем? Тут мне хочется процитировать «мы играем не стили, а песни». Никаких ограничений нет. Разве что без заходов в экстремальные и уж совсем не роковые стили. А так от кантри до хард-рока.
В связи с этим я даже не считаю нас группой, скорее — творческим объединением. Основной состав всегда 4 человека. Я на гитаре, Марыся на вокале, бас, сейчас это Вишес (да-да, тот самый с самого первого концерта) и Саша Кононенко на барабанах. Саша с нами с конца 2013, а с Вишесом мы вместе и порознь с 1999, ещё с группы «Изба». Он приходил, уходил, возвращался и опять уходил, с 2017 года он опять с нами. Этим составом можем сыграть 60%-70% репертуара.
Для студийных записей, фестивальных выступлений, спецпроектов мы всегда приглашаем друзей музыкантов из самых разных формаций. В описании альбомов я всегда указываю, кто был на записи. Кто-то потом участвует в серии концертов, кто-то так и остается студийным гостем. Но мы всех помним и всем благодарны. Ни один релиз у нас не записан одинаковым составом, и количество гостей на записи, бывает, превышает количество штатных участников. Крайний опус «Folk & Roll» я уже из принципа хотел сделать только группой, но в итоге все равно, на 2-х песнях сыграли гости. Наш первый барабанщик Андрей Васин помог с перкуссией, а Катя Кузнецова из Dair Ard сыграла в одной песне на скрипке.
— Самые важные вехи в жизни коллектива, по-вашему?
— Мне сложно выделить что-то конкретное. Однозначно каждая студийная запись — веха. Она показывает, кто мы есть на данном этапе творчества/жизни.
Пять раз мы принимали участие в фестивале “ФорЭ”. И это тоже своего рода вехи, потому что для каждого из них мы делали спецпрограмму, писали песни. Для всех без исключения фестивалей приглашали дополнительных музыкантов. Это всегда было очень интересно и давало толчок развиваться дальше.
Вообще мы больше концертная группа нежели студийная. По-моему, мы даже ни разу не сыграли два одинаковых сет-листа. Всегда что-то движется, меняется, всегда присутствует импровизация. А после концерта, если есть возможность, устраиваем свободный микрофон.
— Насколько я знаю, вашу группу можно назвать трудолюбивой и продуктивной. В нашем городе типичная ситуация – то, что группа может иметь один альбом за двадцать лет, либо выпускать по одному-два сингла раз в три года. У вас же — достаточно большая дискография. Так сколько альбомов в итоге?
— На текущий момент 2 полноформатных альбома, 2 мини-альбома, 1 двойной миниальбом, 4 сингла и запись живого выступления на радио. Спросите, что за крокодил такой «двойной миниальбом»? Все просто: это два четырехпесенных миника. На первом мы предстаем в своей фолковой ипостаси, на второй части в роковой. Но поскольку все это писалось одновременно и, по сути, отражает один промежуток времени, я решил его вот так объединить и обозвать «Folk & Roll».
Все записи есть в сети в свободном доступе. Есть ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC36HNJmlh0X7prAsl-IZbkw
Смотрите так же официальный YouTube канал «Алатау Джем» с дискографией группы: https://www.youtube.com/playlist?list=PLkGQdZK1p8SzPNsOqmaWsyExQpcycHwkk
— Допустим, есть слушатель, который никогда не слушал «Алатау Джем». С какого альбома лучше всего начать знакомство с группой?
— Я бы посоветовал начать с альбома «13». Это наш второй полноформатник. Он был записан в течение 2013 года, но подготовили и выпустили мы его позже в 2015. Т.к. в тот момент у нас уже были пара синглов и кантри-миниальбом. Не хотелось выкладывать все козыри сразу.
Почему именно с него? Тот год у нас выдался реально студийным. Была отличная база, было очень много интересных гостей-музыкантов, хорошо сыгранный основной состав. Эта запись далась нам наиболее легко. Альбом получился очень разноплановым и при этом не затянутым. Его интересно слушать, и он легко воспринимается. Хотя лично мне нравятся все наши записи, я думаю в любом релизе каждый сможет найти для себя что-то по душе.
Слушать: https://youtu.be/Gt-9_LGBY_g
(Максим) В ВК у меня на странице https://vk.com/m.kislitsin в музыке есть плей-листы всех альбомов.
— Спасибо! На этом месте я рекомендую нашим дорогим и уважаемым читателям послушать музыку, чтобы самостоятельно составить мнение о ней, получить впечатления, и, надеюсь, они будут самыми положительными!
И мы переходим к следующей части интервью — исторической.
Как раз вспомним 1991-й год. В городе на тот момент бурлила музыкальная жизнь, сразу два рок-клуба работали, хотя они и были очень разными и по подходу, и по жанровой политике. Кстати, в этом году исполняется уже 35 лет с момента основания нашего рок-клуба. Жаль, что его существование было не долгим, но тем не менее очень ярким.
Что и как было в то время? Какие с рок-клубом были контакты?
— «Рухани» начался чуть раньше. Это была вторая половина 1990 года. Мы тогда удачно заселились на репточку в нашем ДК. Начали активно осваивать электричество, и думать, где и как блеснуть своими «достижениями». В то время была популярна газета «Горизонт», в ней активно освещались местные мероприятия, связанные с музыкой, и оттуда мы и узнали о том, что в городе появился рок-клуб. Статьи писала журналистка Марианна Курносова, полагаю, это был псевдоним. Там же был указан и адрес — ул. Горького 68, пересечение с ул. К. Маркса (ныне Жибек Жолы, 68, угол ул. Кунаева), вход со двора.
— Вот, а я даже и не знал что статья была в «Горизонте»! Все думал, а как же народ про рок-клуб узнал! Я лично узнал от бывшего одноклассника, брат которого служил в армии с одним из Тарновских. За год до этого он рассказывал про «движуху» в ДК «Полиграфист», который напротив Зеленого Базара, но сколько я туда не приходил — никого застать не удавалось… Кстати, Марианна Курносова — нет, не псевдоним. Продолжим!
— Тут хочется процитировать Алексея Рыбина: «играли или хотели играть все» (https://m.tululu.org/bread_14373_21.xhtml)
Примерно так происходило и у нас. В «Рухани» мы появились первый раз где-то в октябре 1990-го. График работы точно уже не вспомню, какие-то выходные наверняка были. По будням после обеда обычно клуб был открыт, но пустовал. Сидел кто-то из администрации, иногда заходили лохматые и не очень личности договариваться о выступлениях. Другое дело — выходные. Собиралась толпа народу. Приходили пообщаться, обменяться новостями, поделиться музыкой. Именно там мы впервые услышали дет-метал, и, собственно, самих Death. Из конкретных персонажей того времени помню парня по кличке Пижон, настоящее имя не знаю. Другой парень, высокий, чуть сутулый, в очках, обладал обширной фонотекой, он и загрел нашего басиста дет-металом. Из иногородних музыкантов в одно из посещений заобщались с “Аллергией”. Кажись они были из Усть-Камана. Ещё помню парня — администратора, а может это был директор. Довольно молодой, но уже лысеющий, с бородой. Почти всегда в серых галифе и сапогах. По пятницам-субботам были концерты. Почти, или каждую неделю кто-то играл.
— Да, Вася его звали. Куда потом пропал — неизвестно. Помню, у Островного вместе с ним вытрясли кассету с только что записанным альбомом «Единственного Выхода», которую Алексей Алексеич клятвенно обещал «никому не давать слушать» (хе-хе), прослушали все от и до в пустом подвальчике, а потом демку «Терминала». Хорошие времена были.
— Причем все было настолько по-взрослому, что даже к нам в поселок в ДК, где мы репали, как-то приехали с концертом группы «Полигон» и «Максус». Про «Полигон» мы до этого не слышали, но играли достаточно тяжело и очень неплохо, а «Максусы», про них мы знали, выдавали очень задорный хард.
— У Максуса даже «Маршаллы» тогда были, в формате «голов», по тем временам неслыханная роскошь!
— Здесь надо пояснить, что за помещение «Рухани». Это подвал жилого дома, его немного облагородили, но все равно это был самый настоящий подвал. Под концерты было выделено самое большое помещение, небольшая сцена, за ней сбоку гримерка. Перед сценой в несколько рядов стулья. Ещё дальше несколько каморок, где сидела администрация и хранился реквизит. На входе висела афиша на ближайшие пару недель. Когда не было концертов, часть стульев сдвигалась, чтобы народу было где тусоваться. Сейчас бывший «Рухани» — это малая сцена театра «АртиШок». По сути, там ничего не поменялось, да и не могло. Только стало уютнее и современнее. Было забавно прийти туда на спектакль, спустя 30 с лишним лет.
— Я вот не был. Надо бы сходить как-нибудь. Главное, чтобы олдскулы не свело! Столько воспоминаний с этим подвалом…
— В зависимости от того, кто выступал, наполняемость зала была разная, но пусто не было никогда. Всех все интересовало. Ты знакомишься с человеком, выясняется, что он где-то играет и потом вы взаимно пытаетесь попасть на концерт друг друга. Нам это не часто удавалось. Автобусы рано прекращали ходить, и уехать домой было проблематично. Я договаривался со своими бабушкой и дедушкой, чтобы ночевать у них. Они живут в районе парка Горького и от клуба до них буквально 3 квартала.
К концу 90-го года мы созрели для выступления. После недолгих переговоров была назначена дата — 11 января 1991 года. Было очень приятно приходить в клуб, видеть свое название на афише и, гордо тыча пальцем, говорить: это мы выступаем! Наступил день Х. Мы должны были греть «Триумвират», и подготовили программу на 40-45 минут. Приехали, начали подключаться, тут подходит тот самый чувак в галифе, говорит: пацаны, капец, форс-мажор, «Триумвирата» не будет, делайте, что хотите, играть будете одни и играть вы должны не меньше часа. Что там случилось с «Триумвиратом» доподлинно не известно, легенда гласит, что кто-то них крепко выпил и играть был не в состоянии. Александра Словаря я, вроде, в тот вечер видел в зале, причем абсолютно трезвого.
![](https://algaritm.kz/wp-content/uploads/2024/05/mk3-1024x769.jpg)
С настройкой звука нам помог Володя Тарновский. Для нас это было словно небожитель с небес спустился. Эдакий Себастьян Бах во плоти. Слегка поиронизировал над моим оборудованием (самопальная примочка в корпусе от советского бустера без возможности переключения в чистый звук + отбойный молоток “Тоника”, списанный со школы, и подаренный мне пионервожатым) -«с качалкой играешь?» Из подручного материала кто-то из рок-клубовских соорудил задник, который мы потом использовали в качестве лого. Получилось, кстати, очень оригинально и абсолютно на 100% билось с названием.
— Насколько я понимаю, ваша группа в рок-клубе была известна под названием «Иисус Назарянин»? Почему такое название?
— «Иисус Назарей» назывались. Увлекались тогда всякой «божественной чертовщиной»! Читали Эдгара По, Гофмана. У Андрюхи бабка была религиозной фанаткой, снабдила его Евангелием. Что-то пытались вычитать там, пробовали «Божественную комедию», я много читал публицистики, посвященной религиям.
Как-то так и выгребли на это название, окончательно его предложил Андрей. На том и порешили. Оно идеально отражало наш тогдашний настрой, мы пели о чертях, ангелах, демонах и т.д. Самая первая песня была на стихи Иннокентия Анненского «Дочь Иаира». Но никакого отношения к религии мы не имели.
![](https://algaritm.kz/wp-content/uploads/2024/05/mk4-1024x769.jpg)
Позже, когда тематика песен сменилась, в 92-м мы переименовались в Spider, а уже на заключительном этапе и двух реюнионах назывались Hynhema. В честь злой волшебницы из моей любимой детской сказки. Название осталось за мной, большинство материала лежит у меня в загашнике, т.ч. кто знает…
— Я, кстати, слышал, что в городе есть группа «Гингема», но не знал, что это вы! Ну что же, продолжим про концерт.
— К приготовленной программе пришлось в спешном порядке прилепить пару почти не репаных песен, где-то лишний проигрыш добавили. Но честный час с небольшим, как и было наказано, выдали. Помидоров и яиц в нас, как ни странно, не прилетело, публика была доброжелательна, кто-то даже ходил и напевал под нос из свежеуслышанного. Ну все! Мы — рок-звезды! Можно смело вписывать себя платиновыми буквами в историю мирового рока! Когда мы переодевались, в гримерку опять зашел человек в галифе, сказал, пацаны, спасибо, выручили, все офигенно здорово, вот только играть вы ни хрена не умеете. Надо учиться, у нас тут есть школа при клубе, приезжайте в воскресенье, будем решать, как с вами быть дальше.
Домой мы ехали на запорожце соседа, уставшие, мокрые и абсолютно счастливые… А афишка с того концерта хранилась у меня лет 15, пока не сгинула в пожаре, который добрые люди устроили у меня в гараже.
— Вот воспоминания о временах подвала — «свобода, равенство и братство», все возведенное в абсолют! Казалось, что дальше будет только лучше… Но спустя совсем небольшое время, похоже, «свернули не туда»…
— Надо сказать, что никакого формализма в «Рухе» я не припомню. Мы не писали никаких заявлений о приеме, да и что мы могли написать, нам было по 15 лет. Каждый мог прийти потусоваться, и если чувствовал в себе силы, то выходил на сцену. Как-то так само собой получалось, вот есть пацаны, у них есть группа, значит все в порядке, свои. Вопросов нет. Никаких предварительных прослушиваний, по крайней мере у нас, не было. Если бы было, наверное, хрен бы нас выпустили на сцену, да ещё перед «Триумвиратом».
— Да, уже в 1994 году творилось черт знает что. «Разворачивали» тех, кто играл хорошо (с поправкой на место и ветер) под надуманными предлогами, протаскивали каких-то своих любимчиков, которых на сцене потом никто трезвыми и не лажающими не видел, юлили перед нарождающимся бизнесом, который в ответ только презрительно морщил носик от нашего самостийного рока… Так, и что было дальше?
— После концерта нас определили в «школу». Барабанера Макса отправили учиться к Игорю Перебееву, после 2-х занятий возмущенный Макс сбежал. «Какого хрена он будет учить меня палочки держать!?». Андрюха, басист, довольно долго и успешно ходил к Словарю. Гитару преподавали Сергей Черезов и Олег Тарновский. Вопрос выбора не стоял, большинство хотели играть трэш. Так я попал к Олегу. Занятия проходили по воскресеньям. Мы стайкой собирались вокруг Олега, рассаживались на стулья и жадно внимали. Он показывал гаммы (сетки, как он их называл), приемы игры и потом начиналось самое важное. Его гитара “Лид Стар 2” шла по кругу, и мы по очереди пытались повторить показанное.
Часто приезжал пораньше, чтобы застать чью-то репетицию, практиковалось тогда такое. Когда сцена была свободна, некоторых пускали порепать. На каких условиях — не знаю. Из репающих мне запомнился «Кардинал».
Так продолжалось месяца два-три. Тусоваться и пускать гитару по кругу было здорово, но толку мало. И, как я понял, в школе начались недоразумения. В итоге часть учеников рассосалась, а оставшихся Олег перевел на индивидуальное обучение. И следующие полтора года я ходил заниматься к нему на работу. Там я периодически пересекался с другими учениками.
И, что было особенно здорово, часто заходили другие музыканты и была возможность поглазеть на них вживую, совершенно неформально. Самым частым гостем был его брат Володя. Там же была и репбаза «Акцента». Они пару раз пускали нас порепать, куда-то прослушаться. А на свой выпускной в 92 году мы замутили концерт, и Олег совершенно безвозмездно дал попользоваться своей примочкой. Братья Тарновские неоднократно нас выручали, никогда не смотрели сверху вниз, хотя, казалось бы, вот — щеглы, лабухи, на 10-12 лет моложе, коих пруд пруди. Взаимопомощь тогда была удивительной. Я всегда вспоминаю об этом с большой благодарностью. И всегда старюсь вести себя так же.
— Тарновские тогда вообще красавчики были, во всех смыслах! Хайр ниже лопаток, когда мало кто до плеч решался отрастить, рубили Thrash с влиянием Testament, чуть ли не единственные возможно в СНГ по этой теме… Все же играли либо под Metallica либо под Slayer. А с барабанами на две бочки в 1990 у нас в городе вообще еще никто не играл, да и именно метал на 2 гитары — тоже. Да, был Кардинал, тогда еще на одну гитару, был Форпост, который многие причисляли к тому, что тогда называлось «Хард-н-Хеви», но остальные группы еще на репточках сидели — максимум. Вот честно, не хотелось рубануть thrash как Акцент?
![](https://algaritm.kz/wp-content/uploads/2024/05/mk5.jpg)
— Мне кажется, все же ближе к Megadeth они были. Хотели и планировали развиваться в трэш направлении. Но меня и тогда, и сейчас стилистически колбасит из крайности в крайность. Т.е. я слушаю и глэм, и хард, и трэш, и блюз. Спид очень нравится. Не чураюсь и рокапопса, Roxette, например. У Андрюхи были другие приоритеты, его сразу из классического рока понесло в техно-трэш, дет, дум, Manowar он сильно котировал. Вот на выходе и получалась совершеннейшая мешанина. Песня в спидаке, за ней что-то ближе к думу, потом трэшак, что-то окологлэмовое и т.д. Две бочки Макс освоил ближе к концу 91. В какой-то кладовке в ДК нашлась вторая, педаль он смастерил сам. И вот так, на 2-х бочках разного диаметра, с разными педалями он и молотил. Снимаю шляпу, играть он умудрялся идеально ровно.
— Вернемся к делам рок-клубовским.
— В начале 91 «Рухани» вышел на максимальные обороты. Выражение «я поехал в рок-клуб» стало совершенно привычным. Издавалась собственная газета «Тутси Ньюс», вышло несколько номеров. В них довольно подробно, с фотографиями, были расписаны все более-менее значимые группы того периода, в т.ч. иногородние, которые бывали в «Рухе». В одном из них было краткое упоминание и о нас, в духе да, есть такие, помним, и далее список из нескольких начинающих. В нем же было и печальное известие о гибели Шведа, вокалиста «Акцента». Этот экземпляр газеты сгинул в том же пожаре, что и первая афиша. Посещаемость концертов росла, подвал перестал вмещать всех желающих. Встала речь о расширении. Тогда же началась эпоха «Рок-маскарадов» — сборных ночных концертов на больших площадках.
![](https://algaritm.kz/wp-content/uploads/2024/05/mk6.jpg)
На моей памяти, в 1991 — 1992 годах их прошло четыре. В качестве второго места притяжения начал действовать «Баспагер», там было больше места. Но ездить туда нам было неудобно, и мы редко там появлялись. Уже там мы договаривались об участии в «Рок-Маскарадах», на два из них подавали заявки. Даже попали в список участников одного из них, но по какой-то причине не срослось.
Так что тот концерт в «Рухе» так и остался нашим единственным, сыгранным в рамках рок-клуба. Хотя готовились очень серьезно. В «Баспагере» помню суровых теток в кабинете, папки с бумагами, наступало время официоза.
К 92 году все окончательно переехало в «Баспагер» и «Рухани» тихо угас. Концерты проходили также регулярно на новой площадке, большой зал, очень хороший по тем временам звук. Весной 92 я сходил на совместное выступление «Акцента» и «Терминала».
— Между нами, у «Баспагера» были и другая сторона, ночные пьянки, да и многое другое… Но это было уже позже, в любом случае — формальный и неформальный, дневной и ночной мир «Баспагера» не пересекались. Ну, разве что на рок-маскарадах. Без потопа в туалете, по-моему, только пара самых первых прошла!
— А потом мы закончили школу, 17 июня был выпускной, а уже 20-го я сдавал вступительные экзамены в ТГУ. Через неделю я был зачислен на 1 курс, и уже знал, что в конце августа уеду в Томск. Остаток времени до моего отъезда я время от времени заходил к Олегу. Группой мы собрали весь накопившийся материал и, как могли, записали, но запись, к сожалению, в отличие от первой, не сохранилась.
На этом Алматинский рок-клуб для меня закончился. На каникулах я всегда забегал к Тарновским, узнать, что происходит и просто поболтать. В районе 94 года наш басист Андрюха некоторое время играл с ними. Его на долю секунды можно увидеть в клипе «Пацаны», снятом в “Баспагере”. В 96 на зимние каникулы мы снова собрались и записали трехпесенное демо, с которым нам опять помогли Тарновские.
А когда я окончательно вернулся в Алма-Ату в марте 98 года, была уже другая эпоха и другие группы. Первыми, кого я увидел живьем вернувшись, были JCS, Holy Dragons и Торнадо.
— Вот мы и закончили «историческую» часть нашего интервью. Наверное — немного о личном-музыкантском. Какие музыканты повлияли больше всего в музыкальном плане? Группы, гитаристы?
— В первую очередь, это непосредственно те люди, у кого я учился и с кем играл, не только гитаристы. Анатолий Александрин и Олег Тарновский, первый дал мне азы акустической гитары, второй научил обращаться с электричкой и заложил всю техническую базу. Слава Захаров, играл с нами в «Джеме», приоткрыл мне джазовую аккордовую технику. А неизвестный парень с которым мы всю ночь напротив друг друга просидели с гитарами в общаге в Томске, рассказал мне о том, как правильно строить мелодии и гармонии. Ни до ни после я его никогда не видел. А вот песня, с которой он помог, осталась. У каждого, с кем довелось поиграть, что-то перенимал.
Если же говорить об известных личностях, то это Блэкмор (особенно в Rainbow), Валерий Гаина (трио Круиз), Вивиан Кэмпбелл, Кай Хансен, Манни Шмидт. Если блюз, то только черный Хаулин Вульф, Мадди Уотерс, белый, типа Клэптона и Гари Мура не перевариваю. Чак Берри ещё. Есть очень недооцененный гитарист Вито Братта из White Lion, у него просто фантастическое чувство мелодии и невероятная техника. Очень жаль, что он сошел с дистанции. Т.е. это все гитаристы-песенники в рамках группы или сольного проекта.
Что касается групп, то моя любимая, вне времени — Rolling Stones. Ну а первая 5-ка пусть будет Guns N’Roses, Gamma Ray/Helloween (с оговоркой до 2000 включительно), Alice Cooper, Круиз (трио), Rage. Последние, на мой взгляд, единственные сейчас, кто понимает, как и зачем играть с оркестром. В общем, для меня хорошая группа — это когда один групповой альбом значит больше, чем несколько сольников от каждого из участников вместе взятые. Ну ещё чуть в сторонке Боб Марли и Питер Тош. Пожалуй, стоит остановиться, иначе тут на несколько листов трактат выйдет.
![](https://algaritm.kz/wp-content/uploads/2024/05/mk7.jpg)
— Ну и напоследок — что можно «от себя» пожелать и посоветовать молодым музыкантам, тем, кто только начинает именно сейчас?
— Повторяться не хочется, в своем интервью ты уже многое сказал, можно процитировать или дать ссылку, подпишусь под каждым словом. От себя добавлю следующее:
Не надейтесь на искусственный интеллект, компьютеры или подложки, живой звук всегда над модой. А то, честное слово, когда группа отменяет концерт из-за того, что у них ноутбук с кликом и подлогой сломался, это и смешно, и грустно. Совершенно не страшно, а даже интересно, когда концертное исполнение сильно отличается от студии. Музыкант должен играть на инструменте и получать от этого удовольствие, а не подстраиваться под, даже пусть и частичную, но фанеру.
Тут, опять же, цитата, но уже от Леонида Бурлакова. Когда пишетесь, то по максимуму используйте живые инструменты. Это касается не только рок-музыкантов. Вам кажется, что вы нарулили модный звук и классно забили бас или барабаны в секвенсор, но мода пройдет, а звук останется. А живой бас и через 100 лет останется басом, барабан сохранит свой звук, а кранч, наруленный на Маршалле, будет таким же живым, как и сейчас. Но это, конечно, никак не ограничивает вас в использовании новых технологий. Должен быть баланс. Музыка должна дышать.
Сочиняйте свой материал, не рассчитывайте на каверы, на них можно учиться играть, это полезно. Но всегда помните, что эти песни уже кого-то сделали знаменитыми. И сколько бы вы их не переигрывали, известнее вы от этого не станете. Исключение — участие в трибьютах любимым группам или один — два ковра в сете из уважения к первоисточнику. В противном случае вам в кабак, а оттуда мало кто возвращался.
Ну и постарайтесь освоить нотную грамоту. Это сильно поможет вам в дальнейшем. Курс сольфеджио в музыкальной школе рассчитан на три года. При желании его можно уложить в полгода-год. Когда вам доведется работать с профессиональными музыкантами это сильно облегчит дело, да и на старте даст многое.
— Очень много плюсую к советам, особенно замечательно сказано про модные сейчас «костыли» — подложки, и про живой звук, и про дыхание, и про каверы, и про все остальное. Надеюсь, молодые музыканты начнут к нам прислушиваться — а то уже и песни им пишет нейросеть… И это только начало… Но не будем о грустном.
Ну что же, с вами были Максим Кислицин — лидер/основатель алматинской группы «Алатау Джем», и Jurgen Thunderson — музыкальный обозреватель нашего сайта и его коллега по музыкальному «цеху». Доброго времени суток, задавайте вопросы и пишите нам в комментариях!
Jurgen THUNDERSON
![](https://algaritm.kz/wp-content/uploads/2024/03/ja5Zj5MBcC8-300x300.jpg)
Об авторе
Алматинский музыкант, звукорежиссер, композитор (и человек многих профессий), более всего известный как исполнитель музыки в жанре Heavy Metal. Самым известным его проектом является группа «Holy Dragons», реализовавшая десяток альбомов в России на различных лейблах — в том числе на легендарном «Студия Союз», двойной релиз в Польше, вышедший на стыке тысячелетий и пол- дюжины альбомов, официально изданных на физическом носителе в Евросоюзе и США. Так же принимал участие в культовом Thrash/Death метал- коллективе начала 90х годов «Изверг», эпизодическое участие в «Акценте», рок- группе «Header» и арт-прогрессив рок группе 90х Ben Gunn Band. Основатель групп «Axcess» (1992-1994) и «King Speed» (1989-1990). Мало кто знает, но его интересы не ограничиваются Metal- жанрами, Jurgen принимал участия в возможно первом в Казахстане реггей- коллективе «Люди Солнца» (1992), «электронном» проекте «Heepnotizer» (2011) и сотрудничал с пол- дюжиной локальных групп и исполнителей. Интервью на «Радио России», национальном радио Италии, сотрудничество с российскими профильными печатными изданиями и радиоэфиры на множестве локальных радио (включая местные) — от Ташкента до Бристоля — в принципе, это то, что можно назвать сопутствующим фактором его профессиональной деятельности. Так же долгое время он занимался обучением игре на электрогитаре в современном понимании возможностей этого инструмента и написанием музыки для анимационных фильмов а так же фоновой музыки для различных целей (документальные фильмы, театрализованные представления и так далее).
Добавить комментарий